division___bell (division___bell) wrote,
division___bell
division___bell

Categories:

Камю, Набоков, Лем

В разговоре о Солярисе rebelsystem подарила отличную мысль, на которую можно встать, как на ступеньку и посмотреть, что открывается с этого ракурса в других сценах.

Что делает Цинциннат у Набокова перед казнью, вообще откуда он там? Почему именно Цинциннат? А это такой мигающий образ, если вспомнить о его римском прототипе, которого то приглашали, то он самоизгонялся, то его снова вызывали. Образ-маятник, который возвращается в одну и туже точку. Помните, Цинциннат все время исчезает из своей камеры, убегая по тропинкам воспоминания в прошлую жизнь, но каждый раз неизменно возвращается обратно в свою тюрьму, в которой.. и тут самое прекрасное:
-единственное, что его волнует по настоящему, это вопрос о сроке казни, и волнует лишь и только исключительно по причине страха не успеть дописать ..ПАРАМ! - свои собственные переживания! Не какие-то глобальные выводы(которых у него нет), не подведение итогов( которых у него опять-таки, не существует), а воспоминания о пережитых чувствах: это все, что останется после Цинцинната и что(он знает) никому никогда не будет нужно, но для него не существует ничего более важного, так почему же? На фига вообще Набокову нужно было устраивать весь этот Театр, если на этой сцене наступает обрыв?

У Беккета в "Последней записи Крэппа" продолжение этой набоковской невысказанности взрывается одной тихой фразой несчастного старика, который перечитывает/переслушивает архив своей жизни, записанной на пленку. Сперва он лезет в свой гроссбух, в котором обозначен номер пленки: год тысяча такой -то, тридцать девятый день рождения. И вот Крэпп переслушивает пьесу своей жизни, в которой почти ничего не случается, ну вот абсолютно ничего: он видит дом, проступающий в тумане, шум тростника в покачивающихся волнах.. ровным счетом ничего красочного.. Рокот сердца, шепот мыслей. И все взрывается в последний миг:

Пауза. Губы Крэппа шевелятся. Ни звука.Полночь миновала. Никогда я не слышал такой тишины. На земле будто вымерло все. Пауза. На этом я кончаю свою ленту. Коробка (пауза) три, катушка (пауза) пять. Возможно, мои лучшие годы прошли. Когда была еще надежда на счастье. Но я бы не хотел их вернуть. Нет. Теперь, когда во мне этот пламень. Нет, я бы не хотел их вернуть. Крэпп неподвижно смотрит прямо перед собою. Беззвучно крутится лента.

Черт возьми, он хочет оставить тому, молодому Крэппу возможность дожить свою жизнь, не убивая в ней надежду! И вот это для меня безумно бесценно: Крэпп, который терпит катастрофу, и отчетливо осознает это- оставляет в своей памяти кусок пространства для того, что бы молодой Крэпп хотя бы успел побыть счастливым. В момент отчаяния старого Крэппа снова рождается, заново! и проживает жизнь другой человек, пусть это лишь пространство воспоминаний- неважно, он жив там! Не будь у старика отчаяния, не было бы возможности для счастья, пусть и переживаемого задним числом, пусть, но это тоже жизнь!

Я долго не мог понять, почему Камю назвал своего персонажа "Посторонним"- ну неужели лишь от того, что тот чужд привычным чувствам, которые принято переживать? Соучастие, соболезнование, чувство горя и потери. Мерсо судят не столько за убийство, сколько за то, что он не плакал на похоронах матери, для присяжных он чужак. изгой. В то время как сам Камю наполняет Мерсо такой полнотой жизни, которая и не снилась обывателям того мира, только она совсем другая. Это полнота человека, который понял, что "даже если ты прожил всего один день своей жизни- тебе хватит воспоминаний на 100 лет тюрьмы". Сейчас умрет Мерсо или 20 годами позже- это совершенно неважно, важно другое - то, что происходит во время разговора со священником, где встречаются две разных модели жизни: религиозное "потом" и настоящее "сейчас":

И тогда, не знаю почему, у меня что-то оборвалось внутри. Я заорал во все горло, стал оскорблять его, я требовал, чтобы он не смел за меня молиться. Я схватил его за ворот. В порывах негодования и злобной радости я изливал на него то, что всколыхнулось на дне души моей. Как он уверен в своих небесах! Скажите на милость! А ведь все небесные блаженства не стоят одного единственного волоска женщины. Он даже не может считать себя живым, потому что он живой мертвец. У меня вот как будто нет ничего за душой. Но я-то хоть уверен в себе, во всем уверен, куда больше, чем он, -- уверен, что я еще живу и что скоро придет ко мне смерть. Да, вот только в этом я и уверен. Но по крайней мере я знаю, что это реальная истина, и не бегу от нее. Я был прав, и сейчас я прав и всегда был прав. Я жил так, а не иначе, хотя и мог бы жить иначе. Одного я не делал, а другое делал. И раз я делал это другое, то не мог делать первое. Ну что из этого? Я словно жил в ожидании той минуты бледного рассвета, когда окажется, что я прав. Ничто, ничто не имело значения, и я хорошо знал почему. И он, этот священник, тоже знал почему. Из бездны моего будущего в течение всей моей нелепой жизни подымалось ко мне сквозь еще не наставшие годы дыхание мрака, оно все уравнивало на своем пути, все доступное мне в моей жизни, такой ненастоящей, такой призрачной жизни. Что мне смерть "наших ближних", материнская любовь, что мне бог, тот или иной образ жизни, который выбирают для себя люди, судьбы, избранные ими, раз одна-единственная судьба должна была избрать меня самого, а вместе со мною и миллиарды других избранников, даже тех, кто именует себя, как господин кюре, моими братьями. Понимает он это? Понимает? Все кругом -- избранники. Все, все -- избранники, но им тоже когда-нибудь вынесут приговор......

На пороге смерти мама, вероятно, испытывала чувство освобождения и готовности все пережить заново. Никто, никто не имел права плакать над ней. И как она, я тоже чувствую готовность все пережить заново. Как будто недавнее мое бурное негодование очистило меня от всякой злобы, изгнало надежду и, взирая на это ночное небо, усеянное знаками и звездами, я в первый раз открыл свою душу ласковому равнодушию мира.

Мерсо, Цинцннат, Крэпп, Крис Кельвин .. точнее Камю, Набоков, Беккет, Лем - описывали одно и тоже, по сути: неизбежность мимолетности, неповторимости каждого мига жизни является основой и причиной, поводом возникновения той полноты, которая случается, как событие, при осознании со-переживаемого.


rebelsystem спасибо за этот разговор!!
Subscribe

  • Восстание человеков

    Самая обсуждаемая тема сегодня — увольнение 150 человек из Xsolla одной рассылкой. И, что еще важнее, причины этого увольнения. Искусственный…

  • (no subject)

    Россию покинули участницы проекта сети магазинов «ВкусВилл» с ЛГБТ-парой, которые получали угрозы после выхода статьи. О своей эмиграции девушки…

  • (no subject)

    Я так вижу, что COVID-19 особенно люто жрет тех, у кого нарушение обмена веществ. Если у человека диабет и он хватает вирус - считай, уже покойник…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments