division___bell (division___bell) wrote,
division___bell
division___bell

Categories:



Пьесы Мориса Метерлинка это такой потрясающий для меня феномен, я уже несколько дней нахожусь под впечатлением, и с течением времени "послевкусие" ничуть не уменьшается.
Пока я такое видел только у Беккета, больше не у кого. С одной стороны очень жаль, что я так поздно открыл для себя мир этого гения, но с другой стороны- как же я наполнен теперь им, я с головой погружаюсь в этот океан (ну вот почему, почему никто раньше нигде не упоминал "Разум цветов"?!) Так странно: его "Синяя птица" цитируется везде и повсеместно, в то время как эта вещь у него далеко не самая сильная, как по мне.

Вот есть такая буквально уникальная по своей структуре "Слепые". Казалось бы, весьма незатейливый синопсис: мы видим ночной лес и мертвого священника, а рядом с ним восемь слепых, которых священник вел через лес в единственный приют на этом острове. Они ещё не понимают, что их единственный проводник умер, эта страшная новость откроется для них чуть позже, когда восемь замерзших незрячих людей поймут, что они остались одни в ночном лесу. Вот и вся конструкция сцены, предельно аскетично.

Все действие разворачивается, как процесс осознания людьми произошедшего.
И вот тут открываются такие горизонты, в которых пропадаешь, полностью растворяясь. После первых минут прочтения остается странное чувство: вроде ничего такого сверх интересного, ради чего бы стоило тратить время, обычная динамика процесса: страх, осознание группой своего положения, накрывшее людей отчаяние и последующая реакция отрицания, потом паника, лихорадочные действия разных участников в попытке создать контур управления, внезапный обрыв (тот же самый прием, как у Беккета, да) без завершающей концовки. Вроде как структура повествования не сложилась, цепь событий не замкнулась, и разницы потенциалов между полюсами "завязка -эпицентр кульминации-концовка" так и не возникло по причине отсутствия самого полюса "финал", отсюда и первичное ощущение растерянности и некоторого обмана, но!
Вопреки ожиданию, герои не исчезают в тумане непонимания, и по какой-то неведомой причине начинают все яснее и отчетливее проступать, словно снимок в проявителе
Они откликаются на те вопросы, которые возникают при достижении последней точки пьесы. Т.е. вот "книга уже закрыта", а в моей реальности они только-только начинают оживать, заново рассказывая ту, уже совсем другую историю, которая и была обозначена их действиями, в тоже время оставаясь невидимой для них самих!

Дальше я собираюсь поделиться, как поразительно разворачивается "тихий замысел Творца" (Метерлинка),поскольку мне самому этот процесс узнавания до чертиков интересен, посему кто собирается читать пьесу самостоятельно и не хочет лишать себя интриги под кат не заходить, но только убереги вас небо читать рецензии на эту пьесу в интернете, там такой вздор! Какие, на хрен, символы "Спасителя", "паствы", "веры"?! Метерлинк никогда не был "чистым" символистом во-первых, а во-вторых он бы и бровью не повел ради создания подобной плоской избитой аллегории, это просто невозможно!



Что движет людьми в ситуации осознания брошенности, оставленности? Понятно, что страх, это же очевидно. Но что стоит за этой мнимой очевидностью?

Они не могут понять, что происходит. Не видя друг друга и не понимая, что делает другой - они не получают отклика, обратной связи, и остаются наедине со своими чувствами, непонятыми ими самими. Что прикоснулось к моей руке ? Это падающие листья или чья-то тень?
Сейчас вечер или день? Со мной рядом кто-то есть или я здесь один?

И это блуждание среди цветущих асфаделий под лунным светом, вот это нахождение в среди "цветов мертвых" оно же не спроста там взялось: эти люди почти мертвы, оставаясь (пока) физически живыми. Проблема не в том, чтобы найти дорогу, проблема в том, что каждый из восьми человек испытывает жуткий страх одиночества, оставаясь в группе себе подобных.

ни у кого нет опыта распознавания переживаний, они тонут в той ночи, которая у каждого внутри, а не снаружи. "Для того, чтобы любить, нужно видеть" - но "видеть" здесь хоть и в прямом физическом смысле, но это лишь условие для осознания собственных переживаний. Ни у одного нет опыта собственной встречи, встречи со своими желаниями, им нужен кто-то внешний, кто видит их!
Не отражаясь ни в чьих глазах они невидимы прежде всего для себя самих

И потеря этого внешнего "зеркала", Того _Кто_На_Тебя_Смотрит для них тождественна погружению в тот мир, в котором не существует чувств, поскольку они не распознаны

Т.е. для Метерлинка настоящая Жизнь не соответствует простому "Существовать", для него Жизнь начинается в той области, в которой можно разглядеть свои чувства, и тем самым воссоединиться с собой, а во вне этого, без этой встречи- обреченность на темноту

Subscribe

  • День Рождения Рыжего Священника

    " width="560" height="315" frameborder="0" allowfullscreen data-link=" https://youtube.com/watch?v=Yu6Hr9kd-U0" frameborder="0"…

  • (без темы)

    Тот самый редкий случай, когда я против Маска. Точнее, я "за" Маска( все же пример романтической личности, которая ломает об колено устоявшиеся…

  • (без темы)

    Интересно, как меняется мир буквально в течении жизни, на глазах Я помню эту великую тройку: Рональд Рейган (на мой взгляд, один из величайших…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments