Я не понимаю, почему разные издания перепечатывают одно и тоже абсурдное высказывание ? Стиль барокко во многом являлся ответом на запросы, оставшиеся неудовлетворенными из-за кризиса идей ренессанса
О каком кризисе идет речь? Почему множество искусствоведов бездумно повторяют эту глупость?
В 1527 войска последнего римского императора германской нации разносят Рим. Пал Вечный город, Медичи проиграли Габсбургам, корона победила папскую тиару. Уже в 1534 году создается орден Изуитов, и скоро, уже совсем скоро "внутренняя полиция" получит достаточно полномочий, чтобы окончательно задушить любые искры неодобренных восстановленным престолом творческих экспериментов.
Однако на практике этого не происходит. Напротив: я вижу вспышку, шквал новых идей и имен. Ханс фон Аахен, Джамбалоя, Сальвиати.. По части прорвавшейся энергии эротизма позавидовать может сам Микеланджело. О каком кризисе идей идет речь? Да, это уже не антика в чистом виде, это гораздо круче: это уже способ новой оценки и отображения, пускай и через сюжеты религиозного контекста, но это уже не Вечность, это уже новая почти повседневная реальность. Революционность этого перехода трудно переоценить: сакральное становится приемлемым, ещё не обыденным, но уже способным восхищать, а не подавлять. Где и в чем тут кризис?
Эпоха барокко принесла самое важное изменение, которого не существовало до. Вот эта смена парадигмы на молчаливое согласие с тем, что Создатель хоть и существует, но он не вмешивается в жизнь, бог уснул, и люди предоставлены сами себе.
И кажется, я впервые понял идею Баха, как "концентрированный" паттерн восприятия всей эпохи. Это не служение и не молебен, это не разговор двух Личностей. Это переживание покинутости.
И вот что жгуче интригует: почему эта волна, это цунами, зародившееся в ломбардских городах, совсем не коснулось Франции? Только ли в абсолютизме дело? И почему, обогнув центр Европы, она так причудливо преломилась во Фландрии, отразившись уже не формах барокко, а Северным Ренессансом ?
Пока не знаю