division___bell (division___bell) wrote,
division___bell
division___bell

Поиграем в Декаданс

Не могу не перепостить. Петербуржцы, у вас тут намечается такое! Не пропустите:))

Оригинал взят у eye_ame в Поиграем в Декаданс
Оригинал взят у urania_len в Поиграем в Декаданс
decadance_flaerl_l


Стремление к игре — неотъемлемое свойство человеческой натуры и один из важнейших способов познания мира. Игра пронизывает всю нашу жизнь, от первых дней и до старости, и присутствует даже там, где мы её явно не замечаем, поскольку, как писал нидерландский философ Йохан Хёйзинга, культура рождается из игры и культура имеет характер игры.
Несомненную ноту игры имеет и художественная форма коллажа. Коллаж — особый способ высказывания художника, обретший свои силу и значимость в искусстве модернизма и авангарда (синтетический кубизм, дадаизм). Кинематографичность, кадровость мышления и всё возрастающие скорости жизни, черты ХХ в., вызвавшие к жизни коллаж, сохраняют свою актуальность и в XXI в., отсюда проистекает и «вечная молодость» этого приёма в современном искусстве.
Усложнённость новейшей картины мира и восприятие её как текста, как разветвлённой семантической системы — ещё одна причина популярности коллажа и его привлекательности для искусствоведческой интерпретации. Здесь очень важно отметить большую роль текстового начала в коллажах Елены Случевской. Оно несёт как смысловую нагрузку (цитаты, указующие основной тон прочтения визуального), так и (особенно это существенно для работ на тему «декаданса»), по сути, теряет свой «лингвистический характер» и превращается в художественный элемент (осыпающиеся «снежинками» буквы на работе  «1:1»). Слова рассыпаются и собираются снова уже  как составные части изображения, являясь — снова употребим это слово — предметом «игры».
Коллаж для  Елены Случевской неразрывно связан с темой спектакля и игры, карточной игры,  и, основные ориентиры — жизненной «игры» и музыки. Музыка — то, что, обратим внимание, играют, а также сочиняют и, одновременно, создают из элементов (нот), воплощает для художника идеальную субстанцию, наполняющую форму коллажа. Коллаж — соединение конструктивных, «строительных» черт (приклеенные детали, привнесенные в живопись в качестве дополнительных каркасных «кирпичиков») и игровых, случайных (смысловое взаимодействие этих «инородных» деталей с  изобразительной поверхностью). Поэтому он по своей сути ритмичен, музыкален и с лёгкостью вмещает в себя, в данном случае, мелодику (в широком смысле) Агаты Кристи, The Beatles и Иосифа Бродского. Декаданс как театр изящной, тонко продуманной эстетики становится для Елены Случевской излюбленной сюжетной, а, возможно, и художественной, игрой, вмещающей в себя горечь и красоту человеческой жизни.

«Вернусь я туда, где кушают смерть
И черпают жизнь из хрустальных бокалов,
Где ничего невозможного нет,
Да, — это немного, но это немало».
(Глеб Самойлов, «Декаданс»).



Ольга Зиневич.


Subscribe

  • (no subject)

    ВДНХ это такое немного мистическое, но достоверное зеркало коллективного национального бессознательного. Территория, подобная Трое, которая содержит…

  • (no subject)

    Где-то у Зельдовича в воспоминаниях встретился эпизод, как испытывали в Керчи прототипы РДС-1. Сферическая форма заряда вынуждала применять…

  • (no subject)

    Тут у нас "сенатор" Пушков на говношоу у другого пропагандона Соловьева разразился очередной патриотической истерикой: «Путин выделил триллион…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments