division___bell (division___bell) wrote,
division___bell
division___bell

Category:

"Кориолан" Игоря Яцко. Метафизика театра

Я ещё пришибленный от вчерашнего спектакля, и мне важно сформулировать

Более сумасшедшего спектакля я ещё не видел. Все четыре часа (именно столько идет спектакль) ты проводишь в измененном состоянии сознания, когда тебя на части рвут совершенно противоположные чувства: восторг и бешенство одновременно.

Бешенство потому, что вот ТАК играть, как играла трупа, на сцене театра попросту нельзя. Уровень актеров переднего плана не дотягивает до уровня самодеятельности, простите. Это не игра, это хрень. Мне очень не хотелось давать резких оценок, можно было бы сказать "на мой взгляд... не в моей вкусе" но... это было бы неправдой.
Ребята выложились за 4 часа по полной, вне всякого сомнения. С них пот летел, я видел. Это была честная работа тех, кто ещё не умеет её делать, но ему очень хочется. За трудолюбие пять с плюсом, за игру два с минусом. Не страшно, ребята молодые и все впереди- научатся. Исключение лишь актеры второго плана (прекрасная массовка!) и исполнительница роли Волумнии, вот её образ в спектакле ЖИЛ

Или, оглядывая полученный опыт, это и была гениальность, спрятавшаяся в холстину простоты?

Самое интересное заключается в том, что это ровным счетом ничего не значит.

Потому что дальше начинается фантастика. Я пережил вчера такой бесценный опыт, который может быть реализован лишь механизмами театра. Это ЗА гранью жизни. Да простит меня господин Евреинов, но сейчас я его немножко дополню и наберусь наглости с ним поспорить

Во-первых, театр- это НЕ жизнь. Театр это ВСЕГДА состояние За или После жизни. Воспоминание. Взгляд с той стороны. Это рассказ о том, что когда-то уже совершилось и сбылось, и ты лишь вспоминаешь свершившийся опыт. И это воспоминание просто обязано быть правдоподобным в том смысле, что ты должен в него поверить, оно должно в тебе распуститься заново, прорасти в тебе возгласом "да,я это помню!". Иначе оно не сработает, поскольку Театр это Перфект: событие в прошлом, которое уже состоялось, но актуально в текущий момент. И он никогда не станет завершенным Претеритом, иначе он умрет, там нечего будет переживать

Во-вторых: механизмом, которым вызывается это воспоминание всегда служит указатель на действие. Это знак, указывающий на знак. И этим указателем на действие может быть только... действие! Театр это действие, совершенное в другом измерении, немыслимое и невозможное в контексте нашей реальности людей_сидящих в _зрительном_зале, но которое однозначно указывает на действие, совершенное в реальности нашего воображения, это проекция на наш экран, и,самое главное -

в третьих: это действие должны совершить мы сами. Все, что происходит на сцене служит лишь знаками, алгоритмом, набором команд, ориентируясь на которые мы должны самостоятельно запустить в своем воображении в движение объекты, на которые нам указывают знаки на сцене и уже там, в нашем сознании только и можем получить опыт переживания. Соответственно все, что происходит на уровне построения и организации знаковой системы на сцене служит бинарной цели: 1.сперва создать и построить в нашем воображении программу интерпретатор, которая будет переводить внешние образы-указатели, т.е. создать мир как совокупность правил, по которым внешние знаки будут читаться и 2 обозначить собственно совершаемые действия, т.е. нести сообщение как читать и что именно читать

Вся сцена и все, что происходит на сцене это совокупность процессов создания системы указателей на те объекты, которые мы создадим в своем воображении самостоятельно.
И гениальность созданного Яцко спектакля состоит в том, что он создал из неживых объектов сработавшую систему указателей, в которой актеры были лишь помехой. Да черт подери, я такое впервые в жизни вижу!!! Яцко заставил работать само пространство сцены и я не знаю, чего тут больше: драматурга-постановщика или того самого "нюха",которым распознается механика трансцендентальности?

Возможно, отчасти этому помогла и сама структура пространства : "Глобус" выстроен как шекспировский театр: это пятигранный стакан, в котором три уровня, а на дне этого стакана находится сцена. И вот эти три уровня пространства сработали просто на все 100.Равно, как сработали все флаги-ленты, падающие с высоты небес на дно сцены, как сработали предметы реквизита, передвигающиеся по сцене и тем самым меняя свойства и фокус восприятия, подобно прожектору, выхватывающему из темноты отдельные куски

Как сработала потрясающая хореография в сценке карлицы-калеки, сперва волочащий свои искореженные ноги, но постепенно распрямляются, возрастающей и прорастающей прямо на глазах в ритме яростного фламенко, как сработали макеты Рима, полыхающие в несуществующем огне. В результате у Яцко в спектакле работало все, включая настоящие планеты! Стакан "Глобуса" это атриум с прозрачным потолком, и весь монолог Волумнии, в котором она то и дело поминает Юпитера, прямо над сценой, над нашими головами, там, в темноте московско-римской ночи горел настоящий Юпитер

Правда, у Яцко получился странный такой Кориолан, совсем не мой. В его постановке этот образ мужественного человека, который по меткому выражению satsujinken "сумел остаться человеком в нечеловеческой ситуации", тогда как мой Кориолан это скорее "автомат странников", дотянувшийся до своего детонатора.
Только вместо Странников его программу определила мать. Она создала из своего ребенка существо, которое ориентировано на поглощение того эликсира жизни, который литрами пожирает весь проклятый Рим, что как эфир, пронизал ткани Рима и сам воздух: Доблесть, Слава, Благородство, Честь. Оценочные маркеры толпы или элиты- значения не имеет, власть в этих сообщающихся сосудах перетекает из одного в другой, и Марций жизнь кладет на то, чтобы получить сполна все соки бытия... как он думает. На самом деле- он лишь выполняет программу, заложенную в него матерью. Именно поэтому он отступает после её монолога: приоритет целеполагания по прежнему у Волумнии

Этот человек с момента рождения был предан собственной матерью, хотя они всю дорогу считали, что это и есть "любовь". Программа матери, зашитая в сам биос Марция убила его, и что самое страшное - он так и не успел родиться сам в свою жизнь.

Но это уже не на совести Яцко, здесь вся ответственность на Вильяме Шекспире:))

А Игорю Яцко я бы посоветовал сделать в спектакле одно изменение. Разнести голоса и актеров. Они не должны говорить сами. Они должны двигаться, перемещаться, но при этом не открывать рта. Пусть их голоса будут идти из динамиков. Если бы я ставил этот спектакль, я бы только так и сделал бы :))


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments