Что общего заключается в пронзительной разнице между мироощущением Шекспира и Брехта? Почему первый столь понятен и близок, когда удел второго лишь весьма ограниченная аудитория
И у Шекспира, и у Брехта напрочь отсутствует религиозная составляющая в том ракурсе, с которого они наблюдают за своими персонажами. В противовес тому же самому насквозь мистическому Метерлинку, например. Это вполне объяснимо: первый писал для уличного театра, второй - вечный беглец, как и его "Мамаша Кураж"
Но если у Брехта, спасающегося бегством из нацисткой Германии в Австрию (насчет чего его друг мрачно пошутил "Крысы бегут на тонущий корабль") его персонажи так же в вечных бегах и поиске, то у Шекспира они статичны, как ...обычные люди.
У Брехта человек отправляется в путешествия сразу в двух плоскостях одновременно: во время скитаний он же проделывает путь, движение к самому себе, это такая дорога внутреннего путешествия, к концу которого никто не приходит тем же, кем был
Ничего подобного у Шекспира нет. Ни один из его персонажей не меняется ни на йоту (если не брать единственный случай-исключение в лице Лира, да и тот выполнен настолько гротескно показательно противоположный самому себе изначальному, что это изменение скорее декорация, специальный фон, а не целевая функция)
Кориолан остается тем же и погибает тем же, кем и появляется в начале. Макбет, пользуясь случаем, наконец-то разрешает себе проявиться тем, кем он и есть.
Гамлет.. а вот фиг. Не смотря на все windmills of your mind, работающих на полных оборотах, эта мельница его разума не производит ровным счетом никаких новых, добавочных качеств. Он не меняется, он только реагирует на события, и реагирует так, как он - Гамлет привык реагировать в обычных обстоятельствах, он не совершает ни одного движения внутри себя вопреки всем рефлексиям быть или не быть . Его фрустрации не создают ничего внутри, меняя при этом лишь обстановку снаружи
Видимо, Шекспир тем и привлекателен интуитивно, на подсознательном уровне: его герои так близки и так похожи на самих зрителей. Это постаревшие дети, так и не ставшие взрослыми
У Брехта человек приходит к пониманию что бога нет, такой ад кругом развели мы сами, и через этот ад придется идти в состоянии грустного осознания богопокинутости, и раз такие дела, то не остается ничего другого, как найти бога в себе
У Шекспира герои то и дело обращаются к небесным силам, не особо-то и веря в их помощь или руководство, и поэтому искренне считая, что а ну да и вались все конем