А кто давал разрешение на публикацию переписки Чайковского с фон Мекк? А ведь там отображена почти вся жизнь двоих людей
Я понимаю, почему шведы решили открыть письма Сельмы Лагерлеф. "Снежная королева" 19 века, первая женщина-лауреат Нобелевской премии, символ шведского феминизма, сломавшая лёд общественного мнения и открывшая дорогу тем, кто пойдет следом - и Туве Янсон, и Астрид Линдгрен. С этой точки зрения посмертный камин аут является скорее полезной встряской, призванной разрушить сложившиеся гендерные и социальные стереотипы, которые до сих пор служат средневековыми инструментами социальной стигмации.
Но с другой стороны, не уводит ли эта сенсация внимание человеков в совершенно другую, ненужную сторону? Две тысячи писем содержат подробное и слишком интимное описание отношений в этом любовном треугольнике между Лагерлеф, Софи Элькан и Вальборг Уландер. Три женщины, две соперницы, три судьбы. И вот весь мир обсуждает уже личную жизнь самой загадочной писательницы 19 столетия с позиции " оказывается! ну кто-бы мог подумать?!" А вот на фига?
Гораздо ценнее, на мой взгляд, совершенно иное. Например, история создания той же самой "Nils Holgerssons underbara resa genom Sverige". В советском варианте эта удивительная книга чудовищно кастрирована, оттуда убрано по-моему, больше половины. И теряется самое ценное, без которого совершенно непонятно, почему написанный в свое время учебник по географии для детей вдруг получил Нобелевскую премию? Там нет даже сцены встречи с апостолом Петром, а ведь путешествие Нильса проходило не только над Karlskrona, Öland и Vemmenhög, это такое путешествие-инициация, после которого Нильс возвращается совершенно другим человеком, ради чего, собственно, Сельма и создавала эту книгу
Или вот её же "Император Португальский", или "Невидимые узы", или "Чудеса антихриста"? Почти совсем неизвестные книги у нас, в то время как я редко встречал более трепетного отношения к любви, чем в этих историях
Все же, на месте шведов я бы не стал открывать личные архивы.