А вот же, сам Шагал говорит:
Сандрар убеждал меня, что я могу отлично поладить с надменными кубистами, для которых я пустое место. Меня их затеи ничуть не смущали. "Пусть себе кушают на здоровье свои квадратные груши на треугольных столах", -- думал я. Должно быть, моя тогдашняя манера казалась французам диковатой, в то время как я взирал на них с благоговением. Это было мучительно. Зато, думал я, мое искусство не рассуждает, оно -- расплавленный свинец, лазурь души, изливающаяся на холст.
А вот окончание стихотворения Сандрара, посвященное Шагалу(ага, то самое "Портрет"):
...Это он Христос
На кресте прошло его детство
С ежедневным самоубийством
Вдруг перестал рисовать:
Его разбудили
И он теперь спит
Чуть дыша в завязанном галстуке
Шагал удивлён что ещё остался в живых"
Ну вот же оно, ключевое слово: "удивление". Только это странное такое удивление, после которого нет продолжения. Удивление, которое "не рассуждает", это стоп-кадр, снимок, его картины как стихи- моментально запечатленное Чувство из позиции удивления. Статика, которая неподвижна. Оно ни во что не переходит, это чувство можно только переживать заново вновь и вновь, открывая новые оттенки и ракурсы, да, но дальше сфера мира Автора заканчивается, и только сам зритель может "продолжить" его переживания в себе уже самостоятельно. А может и нет, от Автора работ это уже не зависит.
Тоже самое и у Метерлинка, который всегда бросает зрителя в конце один на один с собой. Никуда не приведя. Ничто не дав ему, кроме как погрузив в состояние Удивления. Немного подлый такой прием: завести в лес и бросить: а вот теперь выбирайся сам по тропинкам лабиринта своей души. Хотя чудовищно мощный по своему воздействию, чего уж там.