Например, эта сочная история метери-убийства Орестом. Пока Орест вместе с Пиладом, не возникает никаких проблем или конфликтов. И если в текстах и "Ореста" и "Электры" достаточно часто встречаются выражения "любимый", "верный", "надежный", "прекрасный", "достойный" в контексте описания мужчин, то по отношению к женским персонажам применяемый ряд эпитетов выглядит куда беднее, и подчас у меня возникают подозрения, что лишь куртуазность перевода Анненского завуалировала более крепкие выражения, которые чувствуются и угадываются в исходном тексте
Электра произносит слово "любимый" только по отношению к двум персонажам: убитому отцу и своему брату. В "Оресте" царственный Тиндар, говоря о своих дочерях с трудом сдерживается от того, чтобы назвать их сучками, хотя речь идет о Елене и Клитемнестре, на секундочку - первых леди Спарты и всей Европы, в конце концов. Поступки мужчин сплошь и рядом образчики благородства, мужества и доблести, но как только в ситуации появляется женщина наступает либо локальный, либо общий Армагеддон, и непременно кровище по колено
В глазах социума женщина почти что вещь, и в этом главная проблема. Как вещь она может быть присвоена или передана, права на обладание этой вещью вечно оспариваются сторонами(чего нет во взаимоотношениях между мужчинами, равными друг-другу). Самая жуть в том, что самих женщин такое положение вещей вполне устраивает, равно как и трепетная привязанность их мужей к своим "друзьям", и это не вызывает ни малейшего раздражения именно потому, что находится в "неприкасаемой" области взаимоотношений, на которых у женщин нет прав
Электра называет свою мать "проклятущей", "ненавистной" а убитого отца - "любимым" и "царственным", точь-в точь как Гамлет льет слезы по своему убитому отцу, "которому нет равных в целом мире". А почему же Электра не хочет задать себе простой вопрос: а с чего вдруг её распутная мать предалась греху мужеубийцы ?
Сперва Агамемнон идет разрушать Трою, дабы вернуть своему брату законную супругу(мнение самой супруги- Елены- глубоко всем по фиг, разумеется. Она вещь Менелая и точка). При этом в Авлиде папочку вдруг осеняет мысль, что надо бы умилостивить богов, принеся им в жертву собственную дочь, старшую сестру Электры. Агамемнон вызывает из Спарты свою жену и Ефигинею, наврав тем, что устроил свадьбу старшей дочери с Ахиллом (о чем сам Ахилл, будучи в то время с дорогим сердцу Патроклом ни сном ни духом) Результат этой истории мы прекрасно знаем: кое-как чудом спасшись, Ефигинея оказывается в Крыму (Тавриде) подальше от своих родственничков. Но Электра этого не отрефлексировала, кажется. Зато вот Клитемнестра, не будь дурой сообразила, что иметь мужа, который в любой момент готов принести в жертву собственных детей - это выбор не самого лучшего партнера на белом свете, а ну как завтра он и её под нож пустит, и детей?
Электра же не "не хочет об этом думать", она не умеет думать так! Она -вещь, и мать её- вещь, и вдруг вещь взбунтовалась против собственного хозяина- вот и вся картина мира, простая и понятная.
Что положено Пиладу, того нельзя Электре.