Если представить фантастику как своеобразный предел функции, взяв который можно исследовать новые горизонты взаимодействия себя с внешним миром (и с собой, разумеется) то мы никуда не денемся от введения ограничений области определения самой функции. Без этого весь дальнейший разговор попросту не имеет смысла.
Мы готовы ввести новое условие: допущение о том, что какая-то ситуация состоялась. Именно это и есть фантастический элемент, который мы вводим в поле нашего внимания, используя для этого воображение: допустим, что произошло вот то-то и то-то. Окей, но что дальше? Дальше мы все равно обречены на то, чтобы говорить(думать) об этой вновь созданной ситуации на нашем, человеческом языке, ведь никакого другого понятийного аппарата у нас нет. Мы готовы ввести дополнительное условие, но мы физически не готовы к исключению из своего языка тех слов, которыми мы описываем результаты введения этого условия
Мы можем представить действия человека, оказавшегося в нечеловеческой ситуации. Но мы не можем представить(смоделировать) действия и переживания человека, оказавшегося в ситуации, которой в принципе не может произойти. В первом случае мы имеем дело всего-навсего с уже существующим набором вероятностей( возможных событий) и просто выбираем одну вероятность из всего остального списка возможных, вот и все, это и есть фантастика.
Во втором случае мы отменяем сам базис и смотрим на то, как интересующий нас персонаж действует .. в чем? В где? В каком пространстве причинно-следственных связей? Ни в каком. Пространства не существует, а реакции персонажа на события в этом несуществующем пространстве- существуют? Что он может чувствовать в немыслимой, невозможной ситуации? Да все, что угодно, как наркоман, оказавшийся в пространстве своих грез, в котором нет никаких ограничений.
Что мы можем взять из личного опыта переживаний наркомана? Ничего. Его переживания невозможно перенести на свой опыт, мы в разных мирах
Есть такой замечательный фильм "Изгой" с Хенксом, который моделирует ситуацию одиночества современного Робинзона Круза на необитаемом острове. И есть "Гравитация", которая моделирует борьбу за выживание персонажа Сандры Балок в космосе- и то и другое об одном и том же, но мира (как заданной совокупности неотменяемых причинно-следственных связей) "гравитации" не существует в том плане, что он невозможен. Как можно со-переживать персонажу, оказавшемуся в невозможной ситуации? Я не знаю. У меня никак не получается. Я понимаю, что полюбоваться на элегантную попку Сандры Балок это приятно, но я не понимаю, как эта попа оказалась там, где она просто физически не может оказаться, ну хоть ты тресни
Ситуация, в которой мы "вынуждены" сопереживать переживаниям наркомана и тем самым совершать попытку опыта перенесения непереносимого разрушает в первую очередь способности человека принимать и понимать свои чувства, понимать самого себя. Они не дают нового поля- напротив, они разрушают уже имеющееся, ничего не предлагая взамен.