Чудовищная по силе Мистерия. Это не спектакль, это Обряд. Я хоть и понимал, куда лезу, но что это будет до такой степени ошеломительным даже представить не мог
Режиссер-постановщик Константин Мишин.
Не стоит ждать от этой постановки .. ничего. То, что там произойдет невозможно передать. Это путешествие навстречу своей Вечности
Людей (как обособленных персонажей) там нет. И в этом уникальная особенность этого театра, я уже второй раз наблюдаю у них эту технологию. Есть актеры, являющиеся знаками, указывающие на знаки, которые указывают на .. не -а, не на людей. На ЧАСТИ людей. Но об этом чуть позже
Потом там есть Пространство. Которое играет и является действующим субъектом Мистерии. Это тоже, особенность театра Игоря Яцко. В пространство заворачиваются, как в погребальный саван, пространство рвут на кусочки, как куски ткани, от пространства отражаются, как от зеркала, в него попадают или из него выпадают
И есть Ритм. Вся Мистерия это сплошная запредельная хореография, та самая, которая лишает людей человеческой природы, переплавляя их сущность из создателя в объект, из художника в произведение, из самостоятельной личности в черту характера (или параметр?) МетаСущества, ради встречи с которым и была задействована вся эта механика
Единственное, чего там нет -это текста. Точнее, текст есть. Но работает он не как текст, а как один из элементов созданного механизма, разрушающего ткань реальности. Дело в том, что сама постановка выполнена на языке третьего уровня: Ценность --- Путь---- Ответственность. Причем, второй (обеспечивающий) уровень: Замысел---Реализация--Рефлексия хоть и угадывается в использованном приеме разнесения одних и тех же персонажей на составные части, но вот явно не светится.
В этой Мистерии почти нет цельных моно-персонажей. Все главные участники представлены в виде своих частей. Два Креонта. Две субличности одной личности. Пять (или четыре?) Антигон. Ага, одновременно. Два Гемона. Два Вестника. Не существует какой-то одной Антигоны, их сразу пять на сцене, пять частей одного того, что пытается собраться в целую Личность. Не существует одного Креонта: есть две противоположности, раздираемые, враждующие и неделимые (разрыв их уничтожит)
Вот все это обеспечивается языками третьего и второго уровней, а текст ... а текст написан на языке первого, базового уровня, уровня Ориентировки- Исполнения- Контроля. И в результате то, что мы слышим бешено не сочетается с тем, что мы видим. Тоже супер-находка, поскольку язык первого уровня отражает в каждый отдельный момент времени состояние только какой-то одной, отдельной субличности (sic!) но ни разу - единого целого, оно собирается глазами
Среди моно-персонажей открытие тот парень, что играет слугу Креонта. ТАКОМУ Трикстеру позавидует булгаковский Бегемот и Фауст Гёте, но это исключительно заслуга самого актера, создавшего собой этот образ- я думаю, поменяй его на другого исполнителя и образ исчезнет, но может быть, это лишь мое очарование им так говорит
Похоже, меня ещё несколько дней будет трясти, и возвращаться в себя я буду по частям
Но пока я не понимаю одного: как могло произойти, что этого спектакля нет в номинации "Маски"? Как такое может быть, что о нем не кричат на всю Москву? Не понимаю