division___bell (division___bell) wrote,
division___bell
division___bell

Category:

в честь праздника Эрмитажа

А я тоже хочу поделиться своим любимым))

Один из трех моих любимых залов: зал 241 Нового Эрмитажа

А вот это одна из самых волшебных и загадочных работ Антонио Кановы. Их таких всего две. О второй скажу в другой раз, а сейчас



Начать с того, что "все врут календари". В большинстве справочников под этим изображением вы прочитаете, что эта скульптура была приобретена Александром Первым в числе той самой покупки Мальмезонской коллекции у Жозефины, когда она в благодарность подарила ему и знаменитую камею Гонзага:

В 1815 году Александр I приобрел 38 картин и 4 скульптур Кановы - «Геба», «Парис», «Танцовщица» и «Психея и Амур»

Но это неверно. Начнем с того, что "Танцовщицу" Александр никак не могу купить: Жозефина её не продавала. После смерти Жозефины в 1814 году «Танцовщица» перешла по наследству ее сыну Евгению Богарне, который увез ее в Баварию, где она находилась в Мюнхене во дворце герцога Лейхтенбергского. Когда сын герцога Максимилиан вступил в брак с великой княжной Марией Николаевной (дочерью Николая I), скульптура вместе с ним переехала в Россию.
Вместо "Танцовщицы" наследники Жозефины (к моменту совершения покупки она уже скончалась) продали Александру "Три грации"

Во вторых,здесь попросту допущена фактологическая ошибка: "Психея и Амур" и "Поцелуй Амура" это две разные работы,созданные в разное время и воплощающие совершенно, абсолютно разные контексты, просто у них частично совпадают названия. "Психея и Амур" действительно, принадлежит Мальмезонской коллекции, в то время как "Поцелуй Амура" был приобретен графом Юсуповым для своего имения в Архангельском, и лишь позже, во времена его управления Эрмитажем преподнесен им в дар музею

Но самое интересное совершенно в другом. Это одна из немногих "лежачих" работ и в добавок, композиционных - у Кановы их очень немного, буквально считанные единицы( "Лежащая Наяда с Амуром" созданная для полковника Кембелла- одного из покровителей Кановы, и "Спящая Нимфа" в лондонском музее Виктории и Альберта, сделанная по заказу лорда Лаундана)

Интересно в ней то, что при работе над этой композицией Канова взял за основу..



Ага. "Спящего Гермафродита" Бернини. У Бернини это чуть ли не единственная работа, когда персонаж показан целиком со спины. Что вообще-то было возмутительным вызовом, поскольку не соответствовало канонам барокко: показывать лежащие тело можно было либо в момент сна, либо в сцене смерти, в то время как Бернини под прикрытием названия "спящий" изобразил человека в состоянии эротического аффекта, за что и огреб на свою голову кучу проблем (не смотря на то, что он лишь творчески "переосмыслил" более ранний римский оригинал)

И Канова взял за основу этот прием, и о нем очень мало кто знает. Дело в том, что ракурс композиции "со спины" и ракурс этой же скульптуры фронтальный - по сути это две разных работы вообще! Фронтальный ракурс показывает настроение момента, это скульптура отношений. Но ракурс со спины - это ДВЕ разные личности, и два разных характера, две разных индивидуальности. Точно так же, как и в "Гермафродите" Бернини.
Subscribe

  • В Китае придумали деньги со сроком годности

    Цифровой юань - государственная электронная валюта, которую готовится запустить Народный банк Китая, - может получить функцию «срока годности». Как…

  • (no subject)

    В Москве по подозрению в госизмене арестован профессор МФТИ Голубкин. "Изменнику" 69 лет. Прошлый "изменник" - 70-летний Кудрявцев, работавший в…

  • (no subject)

    Рассказывают, в конце ХIХ века в известной английской газете было размещено объявление: "20-летняя девушка из хорошей семьи, располагающая…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments