Определенность. ..
Это такая очень важная граница, по которой проходит раздел между тем миром, который я считаю живым и расширяющимся симулякром мертвечины, заполняющим и захватывающим собой все новые объемы внешнего пространства .
У нас сейчас очень любят определенность. Чеканные формулировки ( совершенно абсурдные даже не столько по своей сути, сколько по синтаксису ) , простые примитивные определения. Не рассуждения, а именно уже готовые определения. У нас настало время выпрыгивающих готовых ответов на незаданные никем вопросы
И самое яркое, бросающееся в глаза : люди перестали понимать сверх ценность растерянности и неопределённости - напротив, правилами хорошего тона предписывается иметь уже готовый ответ. Если ты не можешь заявить о своей позиции по какому-либо вопросу, то ты признаешься «проигравшим» . Роскошь человеческого мышления стала почти уже дефицитом, и услышать от другого фразу « я не знаю» почти не реально.
Неопределенность , неуверенность и сомнения воспринимаются как уязвимость, что вообще-то маркируют всю среду как агрессивную .
Есть такое свойство человеческого сознания, как производство новых смыслов , которое возникает из удивления перед миром, оно подобно странной истоме, обволакивающей теплом предчувствия встречи с чем-то неразгаданным, совершенно новым, что скрывается за примелькавшейся повседневностью. Без этого качества – стремления узнать, открыть, сделать видимым прежде сокрытое - человеческая жизнь превращается из путешествия и приключения в существование и межвидовую борьбу за ограниченные ресурсы, тогда о какой растерянности или очарованности, уязвимости тут можно говорить?
Может быть, поэтому я так осторожно отношусь к любой определенности. Определенность- это уже закрытая дверь, поставленная точка, конец отрезка пройдённого пути . Определенность завершает твой восторг узнавания, как оргазм – к нему и стремишься, и оттягиваешь одновременно. Что самое поразительное: в этом движение сквозь шорохи и тени к свету невозможно найти компанию, оно всегда индивидуально и для одного, а вот разных общностей «убежденных» людей до фига и больше . При том, что во время путешествия ты можешь делиться своими находками, тем, что открывается тебе , а в определенности поделиться нечем: замершая константа, не оставляющая зазора для вопроса
Эстетический выбор всегда индивидуален, и эстетическое переживание --
всегда переживание частное. Всякая новая эстетическая реальность делает
человека, ее переживавшего, лицом еще более частным, и частность эта,
обретающая порою форму литературного (или какого-либо другого) вкуса, уже
сама по себе может оказаться если не гарантией, то хотя бы формой защиты от
порабощения. Ибо человек со вкусом, в частности литературным, менее
восприимчив к повторам и ритмическим заклинаниям, свойственным любой форме
политической демагогии. Дело не столько в том, что добродетель не является
гарантией шедевра, сколько в том, что зло, особенно политическое, всегда
плохой стилист. Чем богаче эстетический опыт индивидуума, чем тверже его
вкус, тем четче его нравственный выбор, тем он свободнее -- хотя, возможно,
и не счастливее
- отрывок из нобелевской речи Бродского.