division___bell (division___bell) wrote,
division___bell
division___bell

Category:

Бродский о Достоевском

Вот кто более гениален (если можно себе позволить такую смысловую конструкцию, конечно) : автор текста или тот аналитик, который может вскрыть механизм работы и структуру организации этого чужого_написанного текста? Как по мне так второй. Видимо, поэтому Бродского я люблю несравненно больше Достоевского (который для меня интересен, но не больше)

Вот просто для себя оставлю здесь вырезки из статьи Бродского:

Наравне с землей, водой, воздухом и огнем, -- деньги суть пятая стихия, которой человеку чаще всего приходится считаться. В этом одна из многих возможно, даже главная -- причина того, что сегодня, через сто лет после смерти Достоевского, произведения его сохраняют свою актуальность..

...но он мещанин. Да, мещанин. Не дворянин, не семинарист, не купец, не человек случайный, вроде художника или ученого, а именно мещанин. И вот этот мещанин -- глубочайший мыслитель и гениальный писатель... а все же в нем проглядывает мещанство. Оно
проглядывает в некоторых чертах, заметных в интимной беседе, а больше всего в его произведениях... для изображения большого капитала огромной цифрой всегда будет для него шесть тысяч рублей


Социальная группа ... сейчас называется "средним классом", и определяется эта группа не столько сословным происхождением, сколько размером ежегодного дохода. Другими словами вышеназванная сумма не означает ни безумного богатства, ни вопиющей нищеты, но попросту сносные человеческие условия: т. е. те условия, которые и делают человека -человеком. 6 тысяч рублей суть денежный эквивалент умеренного и нормального существования, и если чтобы понять это, нужно быть мещанином, то ура мещанину.

Ибо устремления большинства человечества сводятся именно к этому: к достижению нормальных человеческих условий. Писатель, которому шесть тысяч представляются огромной суммой, таким образом, функционирует в той же физической и психологической плоскости, что и большинство общества. Иными словами, он описывает жизнь в ее собственных, общедоступных категориях,
поскольку, как и любой естественный процесс, человеческое существование тяготеет к умеренности.

...Проблема, однако, в том, что заполучить означенную сумму гораздо труднее, чем "сделать" миллионы или же чем влачить нищенское существование, по той простой причине, что норма всегда порождает больше претендентов, чем крайность. Приобретение означенной суммы, равно как и ее половины или даже десятой доли, требует от человека гораздо больших душевных усилий, нежели какая-нибудь афера, ведущая к немедленному обогащению, или, с другой стороны, любая форма аскетизма. Более того, чем скромнее желанная сумма, тем
больше эмоциональных затрат сопряжено с ее приобретением. С этой точки зрения понятно, почему Достоевский, в творчестве которого лабиринт человеческой психики играет столь существенную роль, считал 6 тысяч рублей колоссальной суммой.
Для него она равнозначна колоссальным душевным затратам, колоссальному разнообразию нюансов, колоссальной же литературе. Иными словами, речь идет о деньгах не столько реальных, сколько метафизических.

...Что до хитросплетений, то русский язык, в котором подлежащее часто уютно устраивается в конце предложения, а суть часто кроется не в основном сообщении, а в его придаточном предложении, -- как бы для них и создан. Это не аналитический английский с его альтернативным "или/или", -- это язык придаточного уступительного, это язык, зиждущийся на "хотя". Любая изложенная на языке этом идея тотчас перерастает в свою противоположность, и нет для русского синтаксиса занятия более увлекательного и соблазнительного,
чем передача сомнения и самоуничижения. Многосложный характер словаря (в среднем русское слово состоит из трех-четырех слогов) вскрывает первичную,стихийную природу явлений, отражаемых словом полнее, чем каким бы то ни было убедительным рассуждением, и зачастую писатель, собравшись развить свою мысль, внезапно спотыкается о звучание и с головой погружается в переживание
фонетики данного слова - что и уводит его рассуждения в самую непредсказуемую сторону.
В творчестве Достоевского явственно ощущается достигающее порой садистической интенсивности напряжение, порожденное
непрерывным соприкосновением метафизики темы с метафизикой языка....

...Проще говоря: читая Достоевского, понимаешь, что источник потока сознания - вовсе не в сознании, а в слове, которое трансформирует сознание и меняет его русло.

..
Всякое творчество начинается как индивидуальное стремление к самоусовершенствованию и, в идеале, к святости. Рано или поздно -- и скорее раньше, чем позже -- пишущий обнаруживает, что его перо достигает гораздо больших результатов, нежели душа. Это открытие часто влечет за собой мучительную душевную раздвоенность, и именно на нем лежит ответственность за демоническую репутацию, которой литература пользуется в некоторых широко расходящихся кругах. В сущности, в каком-то смысле так оно и есть, ибо потери серафимов -- это почти всегда находка для смертных. К тому же любая крайность сама по себе всегда скучна, и у хорошего писателя всегда слышится диалог небесных сфер с бездной. Но даже если эта раздвоенность не приводит к физической гибели автора или
рукописи (примерно чему -- 2-й том гоголевских "Мертвых душ"), именно из нее и рождается писатель, видящий свою задачу в сокращении дистанции между пером и душой.

В этом -- весь Достоевский; при том, однако, что перо его постоянно вытесняло душу за пределы проповедуемого им православия. Ибо быть писателем неизбежно означает быть протестантом или, по крайней мере, пользоваться протестантской концепцией человека. И в русском православии и в римском католичестве человека судит Всевышний или Его Церковь. В протестантстве человек сам творит над собой подобие Страшного Суда, и в ходе этого суда он к себе куда более беспощаден, чем Господь или даже церковь, уже хотя бы
потому, что (по его собственному убеждению) он знает себя лучше, чем Бог и церковь. И еще потому, что он не хочет, точнее -- не может простить.


Ничего не могу с собой поделать: завораживает меня умение других вскрыть текст /явление. Эксперимент над экспериментатором.
Subscribe

  • Flow

    Очень целебный мульт, как раз про нас_сейчас Я давно не мог найти объяснение этому эффекту: после свалившейся, как бетонная плита на нас беды…

  • (no subject)

    Меня совсем не смущает авария Старшипа ( для того и существуют испытания) сколько то, что Маск совсем не озабочен средствами спасения экипажа. Тем…

  • (no subject)

    Недавно обсуждали с друзьями детские фантазии (у их детей сейчас такой возраст, что только успевай челюсть с пола поднимать) а я вспомнил свою…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments

  • Flow

    Очень целебный мульт, как раз про нас_сейчас Я давно не мог найти объяснение этому эффекту: после свалившейся, как бетонная плита на нас беды…

  • (no subject)

    Меня совсем не смущает авария Старшипа ( для того и существуют испытания) сколько то, что Маск совсем не озабочен средствами спасения экипажа. Тем…

  • (no subject)

    Недавно обсуждали с друзьями детские фантазии (у их детей сейчас такой возраст, что только успевай челюсть с пола поднимать) а я вспомнил свою…