division___bell (division___bell) wrote,
division___bell
division___bell

Об какой офигительный парадокс я ошпарился.
Теперь я понимаю, почему книга Р. Грейвса «Белая Богиня» выбешивает всех академиков до белого каления. Книга определенно, в числе обязательных к прочтению, как на мой вкус, но с первых же строчек даже я стал бегать с воплями по потолку.

Сейчас я буду очень сильно спорить с Грейвсом.
Вот с этого места:

"Сократ, повернувшись спиной к поэтическим мифам, отвернулся и от богини луны, которая вдохновляла их и требовала, чтобы мужчина платил духовную и сексуальную дань женщине, поэтому то, что называется платонической любовью (то есть бегство философа из-под власти Богини в интеллектуальный гомосексуализм), в сущности можно было назвать сократовской любовью"

Ну здравствуйте, приехали. Оставим в стороне тривиальность о «интеллектуальном гомосексуализме» - я не стану спрашивать, что, собственно, с точки зрения Грейвса Белая Богиня имеет против «интеллектуального гомосексуализма», когда самые великолепные сонеты поэты посвящали своим любовникам и в их же честь совершали подвиги, и почему для неё «интеллектуальный гомосексуализм» страшнее, чем когда тебя трахает прямо в мозг твоя законная супруга ? – это не так интересно, как то, что осталось незамеченным Грейвсом за этой эскападой.

А я бы спросил Грейвса: скажите, сэр, а почему, собственно, афиняне грохнули Сократа? Вопрос вовсе не праздный, учитывая, что было дальше. А дальше, через 19 лет после гибели Сократа Платон создает в пригородах тех же самых Афин свою Академию. И спокойно набирает себе школу математиков и геометров. Наличие олимпийского пантеона при этом ему ничуть не мешает и что более удивительно - наличие Академии ничуть не раздражает афинян. А как же почтение богам, отказ в котором и был главной официальной и легитимной частью сократовского приговора? Я понимаю, что в реальности там было раздражение, что Сократ спас Алкивиада, но это было сильно до, и притянуть за уши это обвинение на суде даже у афинян пороху бы не хватило. И у Платона этого почтения кот наплакал, ничуть не больше, чем у Сократа. Но Сократа приговорили, а Платон набрал себе учеников
А ещё, дорогой сэр, через 32 года после гибели Сократа Аристотель поступает на должность в Академию Платона. Несмотря на все свои проблемы с Александром Македонским. И что? Платон живет и здравствует, Аристотель читает свои лекции и рассуждает «о природе всего сущего», в котором места нет никаким богам, и хоть бы хны. Они живы, а Сократ убит.

И вот тут, дорогой сэр, и начинается самое интересное. А начинается оно мыслью (точнее, озвучивается) Бродского, сформулированной им в нобелевской речи:

"Эстетический выбор всегда индивидуален, и эстетическое переживание -- всегда переживание частное. Всякая новая эстетическая реальность делает человека, ее переживаюшего, лицом еще более частным, и частность эта, обретающая порою форму литературного (или какого-либо другого) вкуса, уже сама по себе может оказаться если не гарантией, то хотя бы формой защиты от
порабощения. Ибо человек со вкусом, в частности литературным, менее восприимчив к повторам и ритмическим заклинаниям, свойственным любой форме политической демагогии. Дело не столько в том, что добродетель не является гарантией шедевра, сколько в том, что зло, особенно политическое, всегда плохой стилист. Чем богаче эстетический опыт индивидуума, чем тверже его
вкус, тем четче его нравственный выбор, тем он свободнее хотя, возможно, и не счастливее."


Это и есть ключ к нашему «парадоксу Сократа-Бродского». Парадоксом потому, что сказанное в 20 веке нашей эры не работает для 4 доисторического столетия, там все наоборот.

Мир, в котором говорил Бродский находится в противофазе и зеркален по своей структуре к миру Сократа. Мир Бродского уже поделен на Вечность и Обыденность, и если люди в Обыденности объединены в очередях, гулагах, на заводах и корпорациях, а Вечность у каждого своя – то для мира Сократа все с точностью до наоборот: Вечность у всех общая, а Обыденность по большей части индивидуальна.

Вечность поздней античности создана национальной мифологической системой, из которой обыватели выводят свою индивидуальность. Уже написаны пьесы Еврипида! Их невозможно прочитать, их можно только посмотреть сообща, это тот фрагмент Вечности, который возможен к исполнению лишь через коллективный акт просмотра пьесы в амфитеатре. Из рассказов матерей и отцов дети выводят свое представление о структуре мира и строят свое позиционирование в этом мире, их личные координаты неотделимы от той сетки, которую создал мифический язык, мифология пронизывает и создает обыденность.

Уже Ясон сжигает Коринф, уже Геракл спустился в Аид, Уже Тезей вернулся из Лабиринта, и весь этот мир невозможно получить-прочитать самому, его можно только услышать в рассказах родителей за общим очагом, и вместе с фактами прицепом неизбежно зацепить весь андеграунд в виде паттернов восприятия- они уже общие!

Сократ же, рассуждая о природе человеческих поступков уводил собеседника из этой сетки координат, оставляя его наедине с самим собой и обрекая на ужас экзистенциального переживания. Почему экзистенциального? А потому, что его не с кем было разделить. Сократовский кружок никак нельзя назвать фабрикой по производству смыслов в виду его нерегулярности и неоформленности, не в пример жесткой структуре Академии Платона.
Сократ погиб потому, что оставлял слушателей наедине с вопросами, на которых не было кому ответить и что гораздо опаснее- не существовало места, куда бы их можно было принести.
Если бы он сделал свою Школу с массовым набором учеников и традициями передачи своих техник- я думаю, он бы остался жить
Subscribe

  • Восстание человеков

    Самая обсуждаемая тема сегодня — увольнение 150 человек из Xsolla одной рассылкой. И, что еще важнее, причины этого увольнения. Искусственный…

  • (no subject)

    Россию покинули участницы проекта сети магазинов «ВкусВилл» с ЛГБТ-парой, которые получали угрозы после выхода статьи. О своей эмиграции девушки…

  • (no subject)

    Я так вижу, что COVID-19 особенно люто жрет тех, у кого нарушение обмена веществ. Если у человека диабет и он хватает вирус - считай, уже покойник…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments