division___bell (division___bell) wrote,
division___bell
division___bell

В одном разговоре получилось сделать интересное и важное для меня обобщение, вынесу сюда на память и на додумать

Я говорил, что живопись и театр это почти одно и тоже и что самое важное, имеют такое же метафизическое качество,как музыка и математика: это всегда перенос личного опыта переживания в сферу, в которой его (опыта) нет и не было до нашего появления. Мамардашвили сказал бы, что это состояние, которые существует и сбывается лишь в акте.

Живопись и театр: это всегда рассказ о том, что уже когда-то сбылось. Совершенное прошедшее, Past Perfect. Причем, рассказ не о реальных событиях, а о обобщенных: это своего рода контекст, в котором мы в каждую минуту времени видим или знаем всех участников событий (что в действительности было бы невозможно) и "видим" и "знаем" о них со слов невидимого рассказчика, который делится с нами своими воспоминаниями, воспроизводя их в здесь и сейчас. И мы тогда лишь откликаемся, когда его воспоминания оставляют нам место, пространство, зазор- в который мы можем поместиться и последовать за рассказчиком. Точно так же, как мы переживаем картину : это каждый раз инструмент воспроизведения недосказанных чувств, в которые мы и уходим: мы можем переживать картину именно потому, что она с одной стороны, она оставляет нам место и пространство, которое мы дополняем собой и своими переживаниями, с другой- указывает направление этих переживаний.

Но точно так же и с музыкой и математикой: и первое и второе невозможно описать ни на каком другом языке, кроме самого языка математики и музыки. С человеческой речи слова обозначают кусок зафиксированного опыта: каждое слово соответствует какому-то предмету или событию или действию- можно сказать, что слова это "ряд натуральных чисел"

Но не существует языка, на котором бы можно было описать закономерность связей между абстрактными математическими объектами и связей между ними, так же, как и в музыке - нет слов, которые могли бы описать что такое "музыка" кроме самих музыкальных терминов. И говоря о музыке или делая математические построения мы применяем язык, который описывает лишь законы этой сферы, и не имеющий аналогов и опыта в реальности.
И получается, что все самое удивительное, захватывающе и прекрасное случается с нами там, в том пространстве, которого не существует ни в каком нашем опыте, его нет. Мы создаем эти миры сами в момент переживаний.
И видимо, это и есть то, что можно назвать "бытие" , а человеческая жизнь - условие (необходимое, но недостаточное) для совершения акта бытия.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • День Рождения Рыжего Священника

    " width="560" height="315" frameborder="0" allowfullscreen data-link=" https://youtube.com/watch?v=Yu6Hr9kd-U0" frameborder="0"…

  • (no subject)

    Тот самый редкий случай, когда я против Маска. Точнее, я "за" Маска( все же пример романтической личности, которая ломает об колено устоявшиеся…

  • (no subject)

    Интересно, как меняется мир буквально в течении жизни, на глазах Я помню эту великую тройку: Рональд Рейган (на мой взгляд, один из величайших…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments