А сейчас, пользуясь любимым приемом Фихтенгольца объяснения вывода формул "откуда очевидно" мы сразу же перейдем к одному из интересующих меня феноменов шекспировского мира, благо "Кориолан" подходит просто идеально. Я имею в виду связь структуры текста и качеств персонажей, создающихся этой структурой
Шекспировский театр это уличный театр, театр базарной площади, и его язык создан для такого формата. Эклектика гипертрофированных чувств обладает офигенно интересным эффектом: в этом мире нет границ. Вы заметили? Шекспировские миры каждый раз получаются безразмерными, и бьюсь об заклад, что это сделано специально. Будь то истерики откровенного "пограничника"-истероида Гамлета, будь то притязания на божественную роль короля Лира (я уж молчу о многочисленных "генрихах", кои являют собой пособие для психопатов "как подольше не встречаться с реальностью и сдохнуть, не приходя в рассудок" ) - нигде невозможно найти центр мира, ту точку, откуда начинается исчисление координат.
Любой поступок может быть в равной степени и мерзким и героическим, любой человек - великим и ничтожным, в зависимости от прихоти автора и логики текущей сцены. И вот в таком мире потеряться очень просто, поскольку ориентиров- внешних, безусловных, у Шекспира нет от слова совсем, и его апоцентризм, который он так истово проповедует, почти всегда превращается в убийцу собственных героев.
Насколько прав был Гай Марций, презирая чернь? В логике пьесы -прав был абсолютно, и мы видим симпатию Шекспира к своему благородному персонажу. А чего мы там не видим? Лишь двух вещей: там нет людей, одни герои. Тех людей, которые могут быть глупыми и рассудительными, трусливыми и храбрыми от отчаяния и голода, завистливыми и сострадающими - и от этого их ценность ничуть не меньше ценности элиты- их там нет
и ещё, чего там нет( ни у кого!!) - там и в помине нет фигуры отца. Мать, родственники, сестры и братья, дети и друзья, ну все! И все хоть как-то но играют свои роли, формируя характер героя - но нигде нет (тень отца Гамлета "ах какого короля!- сейчас таких уж и не выпускают" мы в расчет не берем птч это не живой человек а скорее повод) родительской фигуры
Ещё не знаю, что это значит.