У любой пьесы существует два языка одновременно. Операционный и метаязык. Операционный это язык, которым персонажи общаются с собой и другими. Метаязык- это язык другого уровня, уровня целых блоков, завершенных мизансцен. Он описывает не действия персонажей, а создает описание характеристик сложившейся ситуации, некий новый смысл.
Так вот, операционный язык пьес Шекспира выглядит как протокол обмена запросами. Кол-во вопросительных предложений в одном блоке может быть выше пяти а то и десяти. Со стороны это выглядит как дикий трафик: запрос- ответ. Новый запрос- новый ответ. Сплошные вопросы, кол-во утверждающих формулировок ограничено.
При этом метаязык почти исчерпывающий: в результате окончания каждой мизансцены вопросов почти не остается, ситуация предельна ясна
И абсолютно зеркальный язык Еврипида и Софокла. Операционный язык построен на сплошных утверждениях или сравнениях. Персонажи описывают свои уже готовые мысли или констатируют свои переживания. Кол-во вопросительных предложений на единицу текста минимально. При этом степень неопределенности в каждой новой мизансцене только возрастает!
Черт возьми, потрясающе