Но я сейчас о другом. Вот вы говорите "клиповое мышление". С одной стороны, существуют такие страты и течения, в которых "клиповость" является мейнстримом. Вот, например: мобильные романы.
Мобильная литература, литература сотовых телефонов — литературные произведения, изначально созданные на мобильных телефонах с использованием сервисов текстовых сообщений (англ.)русск.. Этот тип произведений изначально возник в Японии, где получил название «мобильный роман» (яп. 携帯小説 кэйтайсё:сэцу) и быстро стал популярным литературным жанром как в Японии, так и в других странах, особенно в Китае, США, Германии и Южной Африке. «Мобильные романы» состоят из «глав» длиной 70-100 слов[1]. (с) Википедия
А с другой: я впервые вижу такую массу людей, потребляющих сериалы. Другие прочно сидят на многотомных литературных романах с кол-вом героев за сотню ( одна "Песнь льда и пламени" чего стоит)
И есть другое множество, "специализирующееся" на потреблении каких-то конкретных сюжетных контекстов. Любители аниме и манги, преданные читатели двух-трех авторов, целенаправленно "охотящихся" за новыми творениями своих кумиров, почитатели космоопер и фанаты детективов
У меня такое чувство, что некогда боле-менее общий "культурный код", служивший своего рода флагом для объединения и отбора по признаку "свой-чужой" расползается прямо на глазах на совсем уж рваные лоскуты
И все чаще я ловлю себя на впечатлении, что ценность того или иного собеседника для меня совсем уже не зависит от того, что он знает и в чем является спецом. У нас есть Великий Гуголь и нарыть нужную инфу а потом её систематизировать и уточнить у найденных специалистов уже не то, что "не проблема", а попросту привычка.
Но я вижу, как все большую ценность представляют люди, которые обладают способностью к нестандартному взгляду и комфортному взаимодействию. Рискну даже спрогнозировать, что именно по этому признаку будут выстраиваться ( точнее, уже начинают) кластеры новой общности.