Там могут быть совершенно разные сценарии: от очень активной помощи друзей до полного игнорирования (по совершенно разным причинам). А потом проходит время и как-то все налаживается, насколько это возможно, разумеется: человек привыкает жить один или создает новые отношения, находит новую работу( иногда гораздо лучше прежней), восстанавливается после операции или учится жить с последствиями.. Словом, так или иначе возвращается если не на точно прежний уровень комфорта то где-то близкий. И можно опять приглашать друзей к себе домой или позволить себе встречу в кафе или ресторане, все ок.. И это не работает. Прежний круг общения, который был "до катастрофы" не восстанавливается. Практически никогда. Несмотря даже на то, что социальный статус восстановлен. В лучшем случае останется кто-то один из всего прежнего окружения, и то, если очень сильно повезет.
Вот этот опыт встречи с самим собой абсолютно наедине без прежних психологических защит в стрессовой ситуации, когда "смотришь в глаза Бездне а она в твои" даже не столько травматичен сам по себе, сколько выводит на совершенно другой уровень работы со своими чувствами и переживаниями. И вот назад обратной дороги уже нет. Т.е. внешне человек может выглядеть даже успешнее прежнего, но со своим прежним окружением ему больше не о чем говорить.
Забавно: у меня самого в анамнезе подобный личный опыт, и вот он по ощущениям очень сильно совпадает с опытом фридайвинга. Тот ты, который был до первого погружения на 20 метров и тот, который вернулся с глубины- два разных уже человека, хоть ты тресни. Хотя и выглядят одинаково)
И теперь я понимаю, что это вовсе не случайность, когда из моих новых друзей и знакомых хорошо, если наберется хотя-бы 5 % не шизоидов, коих я так люблю, черт бы их побрал