Вот начало 20 века и фантастический провидец Беляев создает совершенно фантастического "человека-амфибию", которую расхватывают моментально и она мгновенно становится бестселлером.
А спустя 40 лет выходит повесть "Акванавты" Сергея Павлова, которую при всей продвинутости достаточно быстро забывают
При этом читатели Беляева даже не допускали ни тени критического осмысления. Сейчас трудно вообразить, чтобы при выходе нового фантастического романа значимого "топового" автора произведение не было бы разобрано на атомы спустя пару дней в яростных холиварных постах на фантлабе или фейсбуке
Никто из читателей Беляева даже не попытался прикинуть, каких размеров должны быть жабры у человека, чтобы обеспечить достаточное снабжение кислородом ( мы где то давно считали помню, площадь приблизительно с футбольное поле если я не ошибаюсь)
При том, что Беляеву создать биота получилось, а придумать ему моноласту- нет 6)) Так и ныряло это чудо человеческой мысли и прогресса в обычных раздельках, как последний лох
Между тем Павлов использовал куда более продвинутый концепт: адаптация самих биохимических характеристик индивида ( в сущности то, чем и занимаются фридайверы но уже на другом, более продвинутом уровне, разумеется) , плюс вспомогательная гетакомбовая оболочка для вывода токсинов и дополнительной подпитки тканей кислородом
Вопросы терморегуляции Беляеву были тоже не интересны, но это не так печально сколько то, что они не были интересны и его читателям. А жаль, птч в своей чешуе его Ихтиандр склеил бы ласты от переохлаждения на следующий же день
Но повторюсь, все эти технические "тонкости" не были интересны ни самому автору ни его читателям.. Да и бог бы с ними, в конце концов фантастику мы любим не за это, но. Вы заметили: ни в одном произведении Беляева и в помине нет того главного, ради чего фантастика и существует. Внутреннего конфликта-выбора ( обусловленного внешней, фантастической ситуацией) В сущности все фантастические декорации нужныы лишь для того, чтобы на их фоне и с их помощью можно было бы смоделировать действия человека в нечеловеческой ситуации- это единственное, что нас интересует и единственное, для чего только и может существовать этот жанр ( ну на мой взгляд)
Вот у Павлова этот концепт реализуется буквально в каждом произведении. Но спроси сейчас любого- Беляего он вспомнит, а Павлова не факт.
Парадокс