Но и на низовом, бытовом уровне во всю уже шел процесс гниения и распада: в глазах "народа" власть кпсс потеряла свою легитимность, общественный договор, согласно которому власть заботится о материальном благополучии населения взамен лояльности, оказался отменен в одностороннем порядке тем самым гражданским обществом. И вот это чертовски интересный для меня момент. Уровень жизни (средний по больнице) СССР был далеко не таков, чтобы голодающие люди выразили протест, вовсе нет. Власть искренне считала народ своей собственностью, а о собственности заботятся. Бесплатные квартиры ( ну тут кому как повезло: распределение фондов шло в первую очередь добывающими и производящими структурам, какой-нибудь металлургический комбинат мог запросто себе позволить настроить жилья для своих рабочих, а вот бюджетники вынуждены были сидеть на подсосе у местных программ развития региона. Семья молодого заводского специалиста запросто могла получить за 5 лет новенькую "трешку" а врачи, библиотекари и прочий служивый люд зачастую были обречены десятилетиями вариться в аду коммуналок), путевки в санатории, пионерские лагеря, бесплатная медицина ( качеством очень сильно отличающимся в зависимости от статуса муниципалитета) - власть искренне тянула лямку "заботы о народе". Голодным и бездомным никто не оставался, у кого-то ужин был вкуснее у кого беднее но все же он был гарантирован
Фатальная ошибка Советов в том, что честно обеспечив первичные материальные потребности трех этажей нашей любимой маслоу- пирамиды власть оказалась не в состоянии предложить сколь-нибудь достойные эстетические ценности, а они ой как важны. В норме нормальному индивиду недостаточно только спать-есть, ему ещё очень важно поместить себя в комфортное эмоциональное поле, ничуть не менее важно, чем поместить себя в комфортное( удобно-безопасное) пространство обитания. А вот тут на маршрутной карте у Советов образовалось обширное белое пятно размером с Антарктиду. Никаких эстетических ценностей советы так и не смогли найти. Точнее, они были у них перед носом но как всегда, их проморгали. Строить коммунизм? Этого недостаточно. А ради чего, собственно, строить этот самый коммунизм? Чтобы детям лучше жилось? Так они и сейчас не голодают. Одеты обуты, в школу ходят. Что такого принципиально нового даст этот чертов коммунизм, даже если его и построить? А ничего. Просто ещё одну возможность больше есть и слаще спать, но для чего? Какой смысл во всем этом бесцельном воспроизводстве?
Если бы власть отошла в сторону "а это вы сами выбирайте" возможно, это бы её спасло. Но выбирать то власть и не разрешала. Тот скудный набор между выпиливанием лобзиком в кружках самодеятельной песни и водкой автоматически кончался водкой для большинства, лишь немногим избранным посчастливилось найти себе ниши обитания в бардовских клубах, коммунарском движении и прочих немногочисленных и предельно замкнутых социальных кластерах по интересам
У этой системы было одно окно Овертона, в которое можно было проскочить. Космос. Космос можно было сделать новой религией, гораздо круче коммунистического мифа. Боже мой, мы же бредили космосом. Мы играли в космос, мы рисовали космос, мы мечтали о космосе, мы читали запоем все, что могли достать на эту тему. К черту коммунизм, наша цель экспансия! Все на Марс, сукины дети! И ведь побежали бы. С восторгом и совершенно искренне.
Как мы скатились от прекрасной мечты к православному средневековью с попами и молитвами по телевизору, с молельными избушками шаговой доступности и одичанию до уровня 11 века?