division___bell (division___bell) wrote,
division___bell
division___bell

Интересно, что оставила после себя затонувшая Атлантида Советского Союза в метафизическом смысле? Чем заполнилось то место в мире идей, которое она раньше занимала, какой ментальный континент сейчас располагается на месте той дыры? Поясню, что именно я имею в виду в своем вопросе. В реальном мире страна советов несмотря на свой изначально модерновый проект ( а создание первого в мире государства подобного толка являлось самым настоящим модерном) очень быстро отказалось от первоначальной идеи мирового переустройства, и моментально регрессировала в подобие трупа РИ, на костях которого вурдалак Советского Союза и возник. Советы, словно призрак убитого, сделали все, чтобы скопировать того, на чей могиле они и возникли. Снова империя, но уже в других границах(кстати, интересная особенность этого фантома, который прижился на территории России: каждый раз копирует прежнюю эмонацию но на уже на порядок более бесчеловечную и каждый раз с потерей части прежних территорий, словно кол-во безумия осталось прежним, но в более тесных границах его плотность повышается на порядки). Эта империя всю свою недолгую земную жизнь занималась исключительно двумя вещами : приготовлением колбасы из человечины для своего начальства( это не моя формулировка это формулировка одного из Стругацких в интервью, с которой я абсолютно согласен) и производством фантомов, иллюзий, миража. Причем и то и другое у нее получалось на высшем уровне: и по степени людоедства, которому не существует аналогов в её 20 веке, и по качеству и масштабу произведенных фантомов. Вот для меня очень показательны эти два примера, просто классические. Советский кинематограф умудрился даже из похоронного текста, в оригинале принадлежащего сгоревшему трупу, отправляющемуся в последний путь по Гангу, сделать миленькую лирическую песню и вставить её в мелодраму( речь идет о мелодии из к/ф "Вам и не снилось" где текст Рабиндраната Тагора перепет нежным голоском Валерии на музыку Рыбникова с совершенно противоположными коннотациями, а впрочем там ложь даже в самой экранизации: если в тексте повести Ромка погибает после своего прыжка упав на трубу, то в советском фильме пара влюбленных остается в живых, обнимаясь под .. похоронный гимн, да: правда вылезает из метафизического пространства и ехидно подмигивает:). Советы обладали потрясающей способностью создавать мифы из любых остатков человечины, пущенной на колбасу: ну кто не помнит задорный шлягер Эдуарда Хиля "Зима", где "потолок ледяной, дверь скрипучая" ? В оригинале это текст ужаса, исповедь смертника, принадлежащий испанцу Хавьера Линареса. Тот поэт на свою беду был приверженцем Франко, потом вступил добровольцем в "голубую бригаду", воевал под Ленинградом где и попал в плен 43-ем раненым. Дальше наш обычный конц.лагерь, Сибирь где у теплолюбивого южанина образ русской зимы, колючей проволки, низкого темного неба за которым прячется смерть вылился в текст : "с потолка свисает лёд
с ужасом прислушиваешься к скрипу двери. За шершавыми стенами поджидает колючая тьма.Там - обмороженная мертвенная пустыня, и из окон вырывается выморочный синий пар.". Т.е то, что было свидетельством смертного человеческого ужаса -в плавильной печи советской фабрики по производству фантомов превратилось в задорный хит! Феноменальный успех, на мой взгляд.

И вот эта империя снова рухнула, убитая, к сожалению, ещё более паскудным чудовищем. Такой злой рок русских: каждый раз коллективное общее новое оказывается поганее прошлого, и каждый раз с потерями территорий

Так вот возвращаясь к топономике затонувшего континента. Его рельеф был двойственным : снаружи серость во всем, глобальные претензии, с трудом скрываемая глобальная нищета, абсолютная тотальная ложь лозунгов, в которые не верил уже никто, а под этим кипучая подземная жизнь с Окуджавой ( создателем архипелага авторской песни), Высоцким ( тем единственным человеком, который заменил для советских людей Иисуса Христа поскольку его творчество любили все, от кгбэшников и зэков до Бродского и Шемякина), прогрессивной Таганкой, Стругацкими в сам.издате да черт еще с чем.

Так вот после катастрофы, уничтожившей эту Атлантиду все, что было создано собственно советской системой исчезло и растворилось в воде времени. А то, что производилось "под землей" если уж дословно обозначить скрытую культуру андеграунда - осталось и живет до сих пор. До сих пор живет гений и Высоцкого и Окуджавы, до сих пор Аксенова и Стругацких переиздают во всем мире - эти объекты метафизического мира живут и действуют, воиспрозводя себя в ноосфере.
Так вот возвращаясь к первоначальному вопросу: а что осталось помимо этого? Не в смысле какие ещё известные шедевры или тексты, а что пришло им на смену? Что сейчас выдыхает в ноосферу та коллективная машина из человеков, которая пришла на смену Советам?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments