division___bell (division___bell) wrote,
division___bell
division___bell

Categories:
Плиний пишет:

Передают, что Паррасий выступил на состязание с Зевксидом, и тогда как Зевксид представил картину с написанным на ней виноградом, выполненную настолько удачно, что на сцену стали прилетать птицы, он представил картину с написанным на ней полотном, воспроизведенным с такой верностью, что Зевксид, возгордившись судом птиц, потребовал убрать наконец полотно и показать картину, а поняв свою ошибку, уступил пальму первенства, искренне стыдясь, оттого что сам он ввел в заблуждение птиц, а Паррасий — его, художника.

"Передают, что …впоследствии Зевксис нарисовал мальчика, несущего виноград, к винограду подлетели птицы, и Зевксис, рассердившись на свою картину, обнаружил то же самое благородство, заявляя: «Виноград я нарисовал лучше, чем мальчика, потому что, если бы я и мальчика нарисовал вполне удачно, птицы должны были бы его бояться».

На семинаре 1964 года психоаналитик и теоретик Жак Лакан заметил, что история Зевксиса и Паррасия открывает интересный аспект человеческого познания: в то время как животных привлекают поверхностные (про)явления, людей соблазняет то, что скрыто .

В этом суждении о сепарации на мир животных и людей есть весьма любопытный лично для меня ракурс: почему по всему миру существует сотни постановок "Эдипа" но нет ни одной ( или они неизвестны широкой публике) "Эдип в Колоне" ?

Трагедия Софокла (когда мы говорим о "Царь Эдип") как мы прекрасно понимаем, очень удобна с точки зрения драматургии: тут тебе и могущественный беспощадный Рок, тут и бессилие жертвы, полный комплект из которого можно сварить отличный суп на сцене, но эта простота постановки во многом и убийственная: она не оставляет вариантов прочтения, а однозначность никогда не может быть по-настоящему интересной. В то время как "Эдип в Колоне" по настоящему интересна уже на глубинном уровне, который лежит за первым поверхностным. Если в "Царе" Эдип не совершает никаких осознанных поступков кроме последнего и всю историю действует буквально автоматически ( за что, собственно , и огребает от Судьбы) то в"Колоне" тот же Эдип совершает всего один-единственный акт действия, но в это действие вложена вся предыдущая судьба, можно сказать, что в этом акте Эдип рассчитывается за все зло со всем тем, что некогда составляло его любимый мир. Перевоплощение Эдипа в анти- Прометея , разрушающего все, что ему когда-то было дорого - разве не гораздо более интересная тема для возможных прочтений? Словом, несчастного Софокла постигла та же участь что и Гомера: оба стали заложниками попсовости своих произведений, обесценивающей последущие, по-настоящему важные интересные вещи: попсовый блокбастер Илиада затмила философского "Одиссея", а "Царь Эдип" заслонил собой от аплодисментов "Эдипа в Колоне"
Subscribe

  • Фейковое государство 404

    Вся российская официальная политика это одна сплошная имитация. Вот от забора и до заката Перед выборами были бравурные рапорты проституток всех…

  • (без темы)

    Поразительно, сколько человек тратит сил на споры с собственными ядовитыми голосами в голове. Зато при шизофрении можно писать романы в соавторстве с…

  • Дыбро

    Сим официально заявляю, что я уверовал в домовых. Сейчас вспоминаю "дневник домового" и волосы дыбом Сперва у меня пропал маникюрный набор- те самые…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments