"Обитаемый остров" : попытка высшего разума как-то повлиять на низший. "Мы бережно и тщательно готовили спасение этой несчастной планеты" только и успевает произнести Сикорски, глядя как восторженный идиот рушит труд его жизни. Совсем неслучайно повесть обрывается этим многоточием, оставляя открытый и весьма неопределенный финал
В "Трудно быть Богом" концепция невмешательства кончается разовой попыткой этого вмешательства(ни на что, по сути, не влияющей) и оборачивается трагедией для самого прогрессора, событие хоть и печальное но совсем ничтожное на фоне судьбы и планеты и самого проекта.
А вот уже очень горячо и очень близко:" Жук в муравейнике". Тема подкидышей как вызова ( а вызов- это урок), с которым Земля не справилась, условный ученик сбежал из-за парты и сжег за собой школу, урок не состоялся
И наконец, последний выдох, уже откат на излете: "Волны". "...человечество будет разделено на две группы, при этом меньшая форсировано и навсегда обгонит большую, и сделано это будет силами цивилизации, решительно человеческому разуму чуждой ". Если люденов считать представителями Странников то это был последний шаг к попытке задать основной, быть может единственный важный и главный вопрос, который АБС не рискнули задать, хотя всю дорогу к нему и шли
Во всех возможных сценариях ( невмешательство в ТББ, постепенная модернизация в "О.О", попытка, неудачная, контакта в "ЖвМ" и в итоге бегство одних от других в "ВГВ") есть все и отсутствует последний, главный вариант : вариант принудительного силового (и скорее всего, тайного) обучения Старшим разумом "недоразвитого" младшего
Я думаю, что последней (и самой важной на мой взгляд) книгой этого цикла и самой темы должна была бы стать повесть, в которой рассматривается последствия ситуации, где сверхцивилизация Странников "подкидывает" землянам задачи с целью их принудительного,жесткого и форсированного обучения.
Я почему-то уверен, что АБС к ней шли но не успели, они закончились вместе с тем временем, которое их породило и плотью которого они и были.