Построенная в далеком 1939 году не то мечта не то сказка, показывающая "изобилие" и "прогресс", которых и близко не существовало в реальности. Весь первый состав авторов (главный архитектор и его замы) предсказуемо уехал в большевистские лагеря смерти, оставив после себя деревянный городок павильонов, символизирующих братство республик. Потом эти республики (точнее их вожди) в ходе многочисленных аппаратных боев неоднократно захватывали чужие "территории", сражаясь за лучший кусок. Насколько я помню, существует лишь один -единственный павильон, это павильон Азербайджана ( кстати, одно из двух строений на ВДНХ сохранившихся от первой постройки 39 года) который не менял свое название, все остальные переименовывались десятки раз. "Армения" переезжала на место "Казахстана", "Казахстан" становился "Грузией" и так по кругу не один чертов раз, проще запомнить гомеровский список кораблей, чем последовательность переименований.
Или вот взять фонтаны. Первоначальный вариант предполагал размещение главного фонтана "Дружба народов" на центральной площади, перед павильоном "Украина"- там, где сейчас расположен фонтан "каменный цветок". Уже вырыли котлован и сделали облицовку но потом решили, что одного фонтана для такой огромной территории как-то маловато, нужно сделать ещё один.
В результате "Дружба народов" переехала на площадь перед первым павильоном, а "Каменному цветку" достался в наследство бассейн, где офигевший зритель и поныне может с недоумением наблюдать бетонные вазы с гроздьями бетонного винограда и ломать себе голову а каким образом эти фрукты связаны с уральской темой Хозяйки Медной Горы, ведь сам фонтан вроде как про драгоценные уральские камни, а совсем не про изобилие винограда?
А никаким, это вот такой рудимент от переезда. А сам первый павильон, центральный Павильон Конституции! Сталинский ампир, римский пантеон с куполом, да здравствует Конституция Римско-советской Империи! Тоже такой мистический артефакт: огромный имперский храм конституции, которой у русских отродясь не бывало, как впрочем, и по сей день: фантомный образ есть, а собственно самого института - той самой конституции- как не было, так и нет. Не приживается она на этой территории, не держит её земля русская самодержавная.
Справа от павильона Конституции тоже примечательный мистический артефакт. Он находится под павильоном бывшей Карельской советской республики, которая исчезла в результате советско-финской войны и превратилась в "Карело-Финскую". Первоначальный вариант фонтана "Дружба народов" был управляемым, это был "танцующий "фонтан. Ритмический узор водных струй, создаваемых 80 форсунками управлялся аналоговой станцией, размером не уступающим размеру самого павильона, и её зарыли под землю. Подземный бункер, вмещающий в себя станцию соединен с фонтаном подземной галереей (откуда и пошли слухи о подземном городе под ВДНХ), по которой идут трассы кабелей, питающих 8 насосов под фонтаном. Сейчас станция отключена, кабели разобраны, фонтан работает в монорежиме, но сама станция и подземелье существуют и поныне, скрытые под землей от солнца и человеческого взора
Потом у "советских людей" сменился царь. Новенький Хрущев предсказуемо развязал астральную войну, сражаясь с тамерлановским духом своего предшественника, в результате чего с фронтонов павильонов сносились все барельефы прежнего "Вождя народов".
Но сталинский ампир без барельефов собственно самого божества это ещё цветочки, ягодки пошли когда вместо прежнего республиканского принципа организации территории перешли на принцип отраслевой: новому вождю хотелось представить свое царство как вотчину технического прогресса, что тут же нашло свое отражение: прежние республиканские названия павильонов сменили на название отраслей.
Виноградная "Грузия" стала "Черной металлургией", "Армения" превратилась в "Атомную промышленность", а "Казахастан", внутри которого и поныне можно видеть бетонные вазы, полные бетонного хлопка, перевоплотился в "Радио и электронную промышленность", ja vist!
И весь этот дикий, как сам Советский Союз, иррациональный, как сон разума, сюр просуществовал до тех пор, пока с грохотом не навернулась сама новая Империя, уж второй раз за один короткий век. Громадная иллюзия в масштабах государства рассыпалась, оставив после себя вот эту мистическую территорию, в центре которой по всем канонам возвышается самый главный, сакральный символ, он же священный тотем, он же Главный Артефакт: тот, с которым и ассоциирует себя коллективное бессознательное.
Огромный фаллический монумент в виде Р-7, как признание настоящей мечты и самого национального самосознания: ведь у России, как мы знаем, женская душа