division___bell (division___bell) wrote,
division___bell
division___bell

Существует такое распространенное мнение, что в числе причин распада СССР чуть ли не основную роль играла гонка вооружений, измотавшая и без того далеко не самую эффективную плановую экономику. По-моему, это очень опасное заблуждение. Сама по себе гонка вооружений далеко не такой однозначно негативный и затратный фактор для экономики, как принято это считать. Проблема в другом. В том, как работала система принятия решений и распределения средств среди предприятий ВПК

Многие знают о феноменальном, для своего времени, проекте
Т-4 гениального Наума Семёновича Чернякова, созданного в ОКБ Сухого( он же "Сотка")

Но самолет, уникальный самолет в серию не пошел. Несмотря на то, что ВВС заказали 250 машин после того, как был проведен комплекс государственных испытаний и госприемки. ТТХ "Сотки" были запредельными. Изначально создававшийся как целевой "убийца авианосного ордера" самолет получился настолько удачным, что ему был присвоен статус универсального ударного ракетоносца

Но Черняков отгрыз слишком жирный кусок у Туполева. Проблема заключалась в том, что на мощностях Nушинского авиапредприятия можно было изготовить лишь несколько опытных образцов. Для серийного выпуска необходимо было занять мощности Казанского авиазавода- того самого, который являлся производственной базой Туполевского ОКБ.
Туполев несколько раз звонил Сухому: «Паша, ты прекрасно делаешь истребители, но бомбардировщик – это не твоя тема. Откажись».
После того, как Т-4 был принят на вооружение и на Казанском заводе начался монтаж оснастки для серийного выпуска, Туполев ломанулся к Петру Дементьеву- председателю госкомиссии по авиации и министру авиационной промышленности. Вместе с Дементьевым Туполеву удалось убедить Гречко в том, что Туполев модифицирует свой Ту-22, создав Ту-22 М, который по своим ТТХ будет аналогичен «Сотке» и в то же время позволит Туполеву начать работы по новeйшему и «перспективному» Ту-160. Это произошло в сентябре 1974 года.
Ту- 22М так и не смог приблизиться к «Сотке». На его доработку ушло ещё 7 лет. А Ту-160 впервые поднялся в воздух только в 1981 году. Спустя те же 7 лет после того, как с Казанского авиазавода на улицу была выброшена вся оснастка для производства «Сотки»

Стоимость выполнения программы по созданию Т-4 К ЭТОМУ МОМЕНТУ составила 1 миллиард триста миллионов СОВЕТСКИХ РУБЛЕЙ. Это те деньги, которые Политбюро ЦК КПСС выбросило в воздух вместе с оснасткой для «Сотки»

Это лишь один маленький пример «рачительного» расходования средств.

Кто помнит программу «Изделие 350» ( она же "Буря") разработки того же самого Н.С.Чернякова ?
Программа была закрыта уже после того, как «Буря» полетела. Последний старт «Бури» сохранил стартовую площадку, но в его пламени сгорело около двух миллиардов тех, советских ещё рублей, которые были потрачены на программу.

Кто помнит историю создания отечественного "Шаттла" ? РКК "Энергия" сделала то, что военные не знали, как использовать. Решение о создании "Бурана" принималось волевым ударом кулака по столу. "Буран" получился шикарной машиной, на которой нечего было возить. Программа "Бурана" стоила примерно столько же, сколько штат Техас.

Список можно продолжить. Список программ, на которые были потрачены колоссальные средства. И которые сработали, воплотившись в уникальные и работающие машины. Но были закрыты по причинам аппаратных войн и конфликтов интересов разных министерств и кланов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments