division___bell (division___bell) wrote,
division___bell
division___bell

Categories:

Дьявол кроется в мелочах. А мелочи - на стыке двух систем

25 июля 2000 года. Аэропорт Шарля де Голя. Одна из самых надёжных в мире машин, воплощенное крылатое Совершенство : лайнер Concorde терпит катастрофу на второй минуте после отрыва от полосы. Погибло более 100 человек. Причина казалось бы, немыслимое совпадение сразу трех факторов. Невесть откуда оказавшаяся на ВПП железяка пробивает колесо шасси левой стойки. Колесо лопается, и обрывки резины попадают: одна в нижнюю плоскость левого крыла лайнера ( пробив бак с горючим), а другая перебивает силовой кабель, питающий гидравлику шасси. Из бака хлещет горючка, а искра от перебитого кабеля ставит точку в судьбе ста человек на борту.
Сам по себе лайнер был более, чем надежной машиной. Троекратное дублирование всех основных систем, включая энергетику и управление гидравликой. Угол раструбов воздухозаборников расчитан так, что попадание птиц в турбину практически исключено. Казалось бы, предусмотрели все. Кроме одного: взаимодействия одного ЭЛЕМЕНТА системы ( шасси) с другим (толпливный бак в крыле) в тот момент, когда вся система находится всего то несколько секунд в "нештатной" среде (пробег по ВПП)

Октябрь 1958 г. Эксперимент "Заря". Перед планируемым запуском первого человека в космос происходят испытания вновь разработанной новой парашютной системы. Цель испытания: проверка работоспособености парашютной системы в режие работы на больших высотах. Аэростат поднимает герметизированную капсулу с летчиком-испытателем на высоту 60 км. Все идет штатно. Испытатель открывает люк капсулы и совершает прыжок. На заданной высоте штатно срабатывает автоматика, парашюты открываются все и во время. Прибывшая к месту спуска группа поиска обнаруживает ещё теплый труп. Причина : разбитое при спуске стекло шлема. Разгерметизация скафандра, как следствие - закипание крови и удушье. Как, почему, откуда ? Оказывается, при выходе из люка испытатель наткнулся на никем не замеченный слегка торчащий болт заклепки.Как раз на уровне "фонаря" скафандра. Когда проектировали капсулу все расчитали правильно. Когда проектировали скафандр - то же. А вот взаимодействии двух систем : скафандра и капсулы не просчитали.

20 июля 1969 г. Нил Амстронг и Эдвин Олдрин после 2 ч.31. мин прибывания на Луне возвращаются в лунный модуль. Но запустить двигатель они не могут. Кнопка запуска двигателя расположена на верхней панели модуля, и её то Амстронг и снёс своим "рюкзаком", когда надевал скафандр. Судьба корабля стоимостью несколько сотен миллионов долларов и жизни двух человек зависили от того, удасться лм Олдрину запустить двигатель шариковой ручкой стоимостью в пол-цента
Subscribe

  • (no subject)

    Это только одному мне отчётливо видно, что Дэвид Линч наш любимый попёр идею Красного вигвама у АБС? Красное здание в Граде обречённым. И там и там в…

  • (no subject)

    Предвидению АБС не устанешь поражаться никогда. Поскольку они всегда актуальны — Ничего не понимаете! — сказал Изя. — Вы же тут все — кретины. А…

  • (no subject)

    Кот страстно выпрашивал у меня куриную ножку, которые я ел. Громко орал, становился на задние лапы, махал лапой а он у нас на диете, я не знаю можно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

  • (no subject)

    Это только одному мне отчётливо видно, что Дэвид Линч наш любимый попёр идею Красного вигвама у АБС? Красное здание в Граде обречённым. И там и там в…

  • (no subject)

    Предвидению АБС не устанешь поражаться никогда. Поскольку они всегда актуальны — Ничего не понимаете! — сказал Изя. — Вы же тут все — кретины. А…

  • (no subject)

    Кот страстно выпрашивал у меня куриную ножку, которые я ел. Громко орал, становился на задние лапы, махал лапой а он у нас на диете, я не знаю можно…