Мне кажется, у Даймонда в "ружьях и микробах" пропущен один важный момент Помимо различия в осевой ориентации двух разных континентов и, как следствие, способа производства продовольствия, на развитие технологий существенное влияние оказывала емкость и структура доступных рынков сбыта, на которых можно было бы обменять результаты новых технологий На "популярной механике" недавно была интересная заметка, как ребята из Lockheed Martin трахались с композитным крылом для сверхзвукового концепта с вертикальным взлетом ( у МО Юнайтед Стейтс изысканное сексуальное воображение я бы сказал, да.) Спеченные вместе несколько слоев углепластика никак не поддавались обработке фрезами, по кромке распила происходило отслаивание материала, и ничего с этим поделать не могли ( хм.. а что мешало взять лазер ? ) пока не сделали специально под это фрезу с алмазными зернами Интересно то, что для производства новой фрезы понадобилось создать новую линию, фактически, совершенно новый самостоятельный производственный цикл. Т.е. цепочка итогового технологического цикла получила трех-шаговую размерность: для того, чтобы создать новое крыло -нужно сделать новый инструмент, а для того, чтобы получить новый инструмент -нужно реализовать новую технологию его изготовления Вот очень интересный пример: ясно же, что себестоимость конечного изделия включает в себя и затраты всего цикла. Следовательно, для того, чтобы результаты новой технологии могли окупиться, необходим массовый спрос ( эксклюзивные заказы не способны обеспечить рентабельность) А в условиях Европы с её более-менее развитой дорожной инфраструктурой и стандартизированными по структуре спроса рынками - получить сбыт результатов новых технологий было гораздо проще, чем в замкнутых и изолированных моно-цивилизациях континентальной Америки Имхо, именно этим можно объяснить всплеск новых технологий в Европе с 17 века: формированием стандартизированных и прозрачных рынков. Точнее, правильнее даже будет сказать- автопоэтических цепей рынок-инновационные технологии, поскольку эти две составляющие работали на разгон друг друга, между ними сложились институты обратных положительных связей: изобретение Гутенберга позволило масштабировать реализацию печатной продукции. Но это одновременно означало ещё и то, что произошла стандартизация потребления информации: теперь большее кол-во потребителей читали одинаковые тексты