Удивительно то, как такая многоплановая тема, со множеством пластов, не рассыпалась в его изложении на отдельные составные части и не потеряла цельности из-за неизбежного, увы сокращения анализа каждой из подтем, хотя я прекрасно понимаю, что один такой разговор можно разложить минимум на пять отдельных обсуждений, и даже жалею, что ему пришлось втискивать столь интересный анализ в жесткий временной формат, где-то обрубая очень- очень интересные и важные ветви буквально через силу
Лично меня поразили несколько точных, как снайперские выстрелы, его формулировки в обсуждении феномена Гайдара
"К детям обращаются тогда,когда ты предан и продан взрослыми"- на мой взгляд, точнее о природе происхождения миров Гайдара и не скажешь . Вот это ощущение героя-отшельника, не от мира сего, героя -жертвы, вся судьба и предназначение которого в том, чтобы ввязаться в какой-нибудь бой за нечто совершенно грандиозное ( пусть и иллюзию, неважно- лишь бы масштаб и накал страстей был соответствующий, максимальный) и по возможности как можно быстрее и красочней погибнуть.. о да, такое ощущение от его книг меня ещё в детстве удивило. И я очень признателен Быкову за то , что он это озвучил
И Быков прав в своем определении ощущения вот этого всеобщего Трикстера, завладевающими людьми в эпоху революций: ощущение бывшего "маленького человека" , что именно он, и именно сейчас, кроит и перекраивает мир заново, на новый лад. Принадлежность к эпохально-великому, причем, принадлежность абсолютно явная, кружащая голову и кипятящая кровь..
Но что просиходит потом с теми, кто "сражался во имя Великой Цели" ? Что случается потом с революционерами, когда эта Великая Цель достигнута ? А потом идет смерть. Алкоголизм, преступонсть, разрушение потеряного человека, у которого больше нет дозы, и он не может вписаться в новую структуру, ему там нет места. Вольный ветер Романтизма( если он, Всеобщий Романтизм, победил, конечно) сменяется жесткой бюрократией, регламентами, правилами поведения в пионерлагере, на стройке, в колхозе, в общей столовой, в школе, в транспорте и в постели
Бесконечно жалею, что Быков так мимоходом лишь тронул этот потрясающе интересный пласт : "циклограмму" взаимоотношений социума и того мифического мира, который создает Личность. Этот, заново созданный мифический мир- через одну итерацию уже становится новой Реальностью, и происходит метапереход "Управляющего Фантома", когда иллюзия вопреки всему становится чуть ли не официальной парадигмой
«Советская власть делала много отвратительных дел, но говорила при этом очень правильные слова, которые воспитывали удивительно правильных людей". (с)
И это относится ведь не только к советской власти, это общая закономерность. История - это такой марковский процесс, в котором настоящее никак не зависит от прошлого, и никак не определено прошлым. Сотни тысяч людей были убиты большевиками, а выжившие и прошедшие ужасы ГУЛАГа создают иллюзорные миры, творя свои фантомы, которые отныне станут жить среди людей и управлять мировозрением этих людей, подобно програмному вирусу,перекодирующему код целой популяции.
На месте следственного изолятора НКВД в Филях посторят дом и разобьют парк. При строительстве фундаменда там будут самосвалами вывозить кости и прострелянные черепа, но новые жильцы об этом никогда не узнают
Московский метрополитен будет удивлять и восхищать своими фресками, и мало кто будет знать, что жизнерадостные мозаичные панно на Новокузнецкой и Павелецкой, сделаные Фроловым, отправлены бортом из мастерской блокадного Ленинграда , а сам Фролов вскоре умрет от голода
Георгий Жженов 25 лет своей жизни, включая юность, проведет в мерзлых бараках колымы, а потом будет создавать образы советского патриота Тульева
И так во всем, буквально во всем же. Сам Гайдар - в 16 лет подростком расстрелявший несколько человек в ходе гражданской войны- убийца, фактически. Но его книги создадут целое поколение, сформируют его заново ( кстати, вот не знал, что первоначально повесть предполагалось назвать "Дункан, и его команда", Гайдар создавал образ нелепого вожака с короля-жертвы, с короля шотландцев, убитого Макбетом)
Кажется, это ещё Стругацкие подметили: не существует никакой связи между самим автором, его окружением, и создаваемыми, творимыми им Чудесами.
Педофил Чайковский. Висельник Франсуа Вийон. Игроман Достоевский. Подросток-убийца Голиков ( Гайдар) . Державный Великий Князь, и он же романтический поэт КР, создавший "серебряный век" русской поэзии наряду с Анинским
----------------------
Впервые узнал, что у Гайдара был многотомный дневник. Страшно жалко, что он никогда не издавался
Аудизапись лекции здесь: http://lektorium.su/audio/289