Кажется, я вслед за Сократом ( нормально так присоседился, да:) готов заявить, что изобретение письменности это величайшее зло. Сократ объяснял это тем, что навыки письма заменили тренировки ума по запоминанию объемных текстов
Разумеется, что было верным для одного периода и одной структуры социума, то неприменимо к дргому времени и другой архитектуре организации коммуникаций, я не спорю
Но вот мне кажется более правильным, если бы сперва детей до какого-то времени учили исключительно запоминать, а только потом уже -читать и писать
Я помню, как мы в свое время играли в шахматы на уроках НВП ( начальная военная подготовка, был такой "предмет" в советских школах) в уме. Состояние после таких партий( правда, ни одна из них так и не была доиграна до конца, но нас интересовало именно занять время, а не результат) было совершенно другим.