division___bell (division___bell) wrote,
division___bell
division___bell

Categories:

Букеты новых Элджернонов

В недавнем разговоре у Рассела http://russell-d-jones.livejournal.com/902199.html появилась боковая тема, которую мне было бы интересно завершить. Изначально формулировка объекта обсуждения была заявлена как вопрос о возможном состоянии гипотетического мира, в котором соблюдается условие "каким будет мир, в котором родители не будут видеть в своих детях своё продолжение, свои копии, худшие или лучшие, вообще свою собственность, а станут воспринимать их как Других, зависящих от них по биологическим и социальным причинам, но всё равно Других, у которых всё своё и другое и вообще впереди своя жизнь? Я имею в виду, какой мир построят дети этих детей?"

Мне интересно расширить эту модель некоторым дополнением и посмотреть на возможные варианты, получающиеся в предельных условиях . А для расширения возьмем контекст, созданный ранее Реем Бредбери в его "Электрическое тело пою". Но сперва разрешим себе небольшой экивок на исторические аналогии, для создания базы обсуждения.
Существует по меньшей мере два примера, когда целевые программы , направленные на качественное изменение "параметров " социальной системы принесли революционные результаты в виде резкого, порогового изменения статуса системы и её "капиталоемкости":
1. Германия эпохи грюндерства. Статус системы до начала реализации программ: отсталая промышленность, невозможность получения доступа на внешние рынки, почти полное отсутствие квалифицированной рабочей силы и инженерных кадров.

Статус после реализации программ: первое место на континенте по экспорту в сегменте продукции тяжелой промышленности, индустриализация страны, развитие прогрессивных технологий, технологический прорыв. Все империи Борзига, Круппа и других -оттуда, из этого источника.
Используемые внешние ресурсы : финансовая накачка производственного сектора дешевыми кредитами ( за счет репарационных выплат в результате победы в Франко-Прусской войне) . Используемые внутренние ресурсы: "льготные" природные условия местного ландшафта в виде богатейшего Рурского месторождения и высокая степень связанности центров передела ( много рек), низкие транспортные издержки. Но это условия, а главный используемый ресурс - человеческий потенциал Германии

2. Япония времен послевоенного восстановления. Разрушенная экономика, отсутствие дешевых природных ресурсов. Используемые источники: финансовая накачка со стороны США по аналогу европейского плана Маршалла. Объекты финансирования: создание "с нуля" новых производственных цепочек ( включая массовую скупку перспективных патентов и обучение кадров). Единственный внутренний ресурс в доступе- человеческий потенциал в виде культуры производства, сложившейся за века. Результат: грандиозный прорыв в области новых технологий и многолетнее лидерство в наукоемких областях
Это примеры того, как управление изменениями на уровне формирования целеполагания и мотиваций отдельных людей способны создать качественно новую среду жизни.

Теперь возвращаемся к Бредбери



Допустим, что в некотором будущем в некоторой стране, заинтересованной в получении конкурентных преимуществ и не очень богатой внутренними ресурсами(кроме высокого уровня научного потенциала) ставится задача кардинального изменения за счет развития когнитивных способностей людей. Речь не идет о фантастических проектах "людей Икс".
Авторы проекта формулируют цель как "производство" успешных людей, где под успешностью личности понимается не соответствие внешним стандартам , а максимальное раскрытие того творческого потенциала, который заложен в каждом ребенке
Сперва с момента дошкольного обучения дети находятся под присмотром соответствующих специалистов. При зачислении в школу каждый ребенок прикрепляется к психологу, который ведет своего рода "базы данных" на детей, фиксируя основные параметры ( усвояемость материала, тип нервных реакций, возбудимость, приоритетные каналы получения информации, вектор направленности его интересов). С помощью некоей методологии для каждого подбирается корректирующая программа обучения, направленная на развитие с учетом всех физиологических и психологических особенностей
Причем эта программа реализуется на уровне ежедневного мониторинга ( благо, проблем со средствами фиксации и наблюдений в цифровой век не существует) . На основе ежедневных наблюдений за ребенком ( что он читает, чем интересуется, какие вопросы у него возникают и т.д) специальная экспертная система подбирает для ребенка некий контент, формируя его круг занятий ( например, предлагает те или иные игры, встречи, лекции ) При этом упор делается именно на развитие полноценной личности, создавая барьер для внедрения паттернов манипуляции
Какие возможные результаты можно получить от внедрения такой концепции ?

Первый вариант, совершенно нерадостный. Аналог произошедшего в "гадких лебедях" АБС. В отличие от примера грюндерской Германии здесь мы получаем некую обширную страту людей, набор интересов и главное, запросов которых нестандартен. А любая экономика постиндустриального периода "заточена" на удовлетворение именно массового спроса

Как она сможет интегрировать в себя несколько миллионов совершенно различных, не типовых запросов, не поддающихся обобщению? Не приведет ли это к краху ? Не станет ли система защищаться от появившегося нового и непонятного ?
В этом случае вариант развития ситуации оборачивается крупнейшим кризисом с возможностью силового подавления и физического уничтожения носителей нестандартных качеств. Не получим ли мы в итоге новые букетики цветов на массовых захоронениях новых Элджернонов?
Вариант второй, аналог "люденов". Исход "новых людей" куда-то во вне, за пределы своего родного социума и распыление в пространстве с потерей всех возможных преференций в масштабах национальной экономики

Вариант третий. Общество интегрирует в себя новый тип людей и новую культуру, совершая грандиозный прорыв

Какой из вариантов наиболее вероятен?
Subscribe

  • (no subject)

    Тут вот такое интересное дают, судя по описанию методология по отношению к теме лекций просто уникальная Надо брать Спасибо abuela_ama

  • (no subject)

    Любопытный и болезненный такой парадокс В доступном мне для наблюдения и коммуникации окружении волонтерством ( помощью более слабым) занимаются…

  • (no subject)

    ЦБ поднял ставку до 21 %. Фактически это означает конец финансирования долгосрочных проектов для бизнеса - а значит, никаких новых бизнесов или…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • (no subject)

    Тут вот такое интересное дают, судя по описанию методология по отношению к теме лекций просто уникальная Надо брать Спасибо abuela_ama

  • (no subject)

    Любопытный и болезненный такой парадокс В доступном мне для наблюдения и коммуникации окружении волонтерством ( помощью более слабым) занимаются…

  • (no subject)

    ЦБ поднял ставку до 21 %. Фактически это означает конец финансирования долгосрочных проектов для бизнеса - а значит, никаких новых бизнесов или…